За Рулем UA

Немного тайн из души легендарной команды Формулы-1

Уокингские секреты

У всех должно быть место, куда всегда приятно возвращаться, где о тебе заботятся, где тебя любят и ждут, скучают и считают дни до следующего визита. Для команд Формулы-1 такое место - это их база. Тут проектируют и строят болиды, тренируются пилоты, разрабатываются новые концепты, радуются победам и сокрушаются поражениям. Нам посчастливилось узнать много интересного о святая святых британского автоспорта, об Уокинге, базе легендарного Макларена. Повествование будет представлять собой сборник нескольких рассказов о важных деталях жизни базы, которые не пересекаются между собой.

1_08

Помни свои корни

Тут хранят и чтят свою историю, до сих пор в историческом отделе работают легендарные люди, стоявшие у истоков создания команды и у начала ее великих побед. По нынешний день на службе находится человек работавший бок о бок с Брюсом, ему уже за 70, но он все еще в строю, хотя и работает всего два дня в неделю и помогает в разработке коробок передач. Есть тот, кто пришел в команду с Роном Деннисом и ковал первое чемпионство, был личным механиком Алена Проста. Историю тут чтут и любят, никто не забыл, ничто не забыто.

В этом нет ничего удивительного, это даже закономерность. Команда во время своих шагов пережила самую страшную трагедию, которая только могла произойти - гибель своего отца на первых годах жизни. Как это обычно бывает в жизни, самое страшное испытание, в конечном счете, стало самым большим достоинством.
2_12

Сразу после смерти Брюса, когда все думали, что с компанией покончено, она канет в Лету, всех рабочих отослали по домам, но на следующий день все в полном составе пришли на работу. Тот уик-энд вообще стал абсолютно черным для Макларена. В четверг 2 июля на тестах разбился основатель команды, и в тоже время на гонке в Индианаполисе Дэнни Хьюм получил сильнейшие ожоги двух рук. Ему было так больно, что он не мог их сомкнуть.

Долг, уважение, авантюризм и внутреннее геройство, как у всех пилотов того времени, привело к тому, что через 10 дней Хьюм вышел на старт гонки в Can-Am, той самой, к которой проводил тесты Брюс перед смертью. Тут великий небесный конструктор улыбнулся британской команде, почтил память великого человека, давшему начало одной из двух самых-самых легендарных команд Формулы-1. Денни Хьюм привязал свои руки к рулевому колесу. Он просто не мог долго держать их на нем из-за дичайшей боли и в таком состоянии выиграл ту самую гонку. Герой.

Рабочий день

Технологический центр похож на вечный двигатель, который постоянно работает на команду, дает ей энергию для жизни, целительный сок улучшения результатов и толчок для новых побед. Задействовано там порядка 2000 человек, которые ежедневно сплочены одной целью и работают на одно имя, на Макларен. Изначально обслуживало команду всего 25 человек.

Разработчики работают круглосуточно, в две смены. Практические мастерские тоже работают круглосуточно. Если вы работаете в гоночном подразделении Макларена, то приходите на работу в 19:00 и трудитесь всю ночь, в пассажирском рабочий день с 7:30 до 16:30, в маркетинговом отделе стандартный офисный график с 9 до 8.
5_01
От первой гонки сезона машина меняется на 80%: постоянные изменения, доработки, обновления. По статистике каждое обновление болида происходит каждые 17 минут по ходу сезона. Модель болида закончена только после последней гонки сезона.

Где бы вы ни работали, в течение дня обязаны делать три перерыва, чтобы не засиживаться и не терять концентрацию. Если вы пилот, то у вас немного другое расписание, вы присутствуете в Уокинге 2-3 раза в месяц, работаете на симуляторе, общаетесь с инженерами, либо что-то делаете по пиару. Каждый новый день не похож на предыдущий. Самое напряженное время наступает в конце сезона, потому что начинается капитальная работа над болидом следующего года. За восемь месяцев-за год в Макларане начинают присматриваться к новой модели, новому болиду, а в сентябре физически начинается работа над ним. Все замолкает только в августе. Гоночная команда получает две недели отдыха, когда может делать что угодно. Вакуум.

Физическая готовность

Отличная физическая форма, идеальная - это касается не только пилота, но и всей команды. На базе есть бассейн и спортивный зал, куда каждый работник обязан ходить три раза в неделю. Это не пожелание, это контрактное требование. Вся команда должна быть на высочайшей физической форме.

Тренажеры тут не самые обычные. Например, есть шасси, к которому прикрепляется нагрузка, есть тренажер для рулевого колеса, есть тренажеры педалей для тренировки мускул ног, тренажер со шлемом, чтобы натренировать шею. Опытным пилотам это не так нужно, поскольку они часто сидят в кокпитах и поддерживают постоянную форму, а вот молодые пилоты и тестеры частенько посещают в зал, чтобы привыкнуть к деталям болида Формулы-1. Так тренировались Хэмилтон и Магнуссен, почему так хорошо сразу вписались в команду.
6_03
Отрабатываются и питы. Покрышки на базе тяжелее обычных, чтобы на гонке они казались легче. Когда команда и пилоты на базе, то дважды в день отрабатываются пит-стопы. Давление в прикручивающем механизме для резины такое, что у них через кисть ощущается действие турбодвигателя. Если кто-то неподготовленный подойдет менять колесо болида Формулы-1, то его просто отбросит, как в каком-то фильме.

Аэродинамическая труба

Что нужно знать в первую очередь так это то, что она не полномасшатбного размера, не для работы с объектом в реальную величину, только в 60%. Это связано с ограничениями ФИА, только модель болида габаритами в 60% от реального размера можно обдувать целительным воздухом и исследовать аэродинамические свойства.

Используется эта громадная обдувалка практически для всех аспектов деятельности, не только для Большого Цирка. Воздухом обдувают все для Формулы-1, обыкновенные дорожные автомобили Макларен, даже велосипеды и шлемы тестируют в Уокинге. Более того, британская команда бобслеистов готовилась к последней зимней Олимпиаде с помощью технологий Макларена. Научный отдел бобслеистов засел на базе в Уокинге и с помощью аэродинамической трубы изучал свойства своего боба, вносил изменения, что, в конечном счете, вылилось в золотую медаль, и это благодаря технологиям Формулы-1!
7_01
Вся это махина состоит из стекловолокнистого пластика, скрепленного алюминиевой пленкой. Внутри есть модель рук и шлема, в шлеме есть элемент, куда программируются все данные, которыми владеет команда. Сейчас в базе Макларена есть информация за последние 18 лет с каждой гонки, с каждой практики, с каждого тестового заезда, с того момента, как британцы начали использовать трубу.

По большому счету, аэродинамическая труба - это машина времени. Она способна предугадать будущее или вернуть в прошлое, в любой момент, вспомнив все детали. Например, если механики хотят, то могут восстановить победу Култхарда в Монако-2002 с идеальной точностью. Для этого есть все данные. Модель заносится в трубу и ею создаются аналогичные условия, которые были у Дэвида 12 лет назад, разработчики смотрят, как себя ведет их модель в этих условиях, смотрят, что с новинками, улучшают они или ухудшают показатели болида.

Как считывается эта информация изначально? На каждой машине 130 датчиков, которые ежесекундно собирают и передают данные, и по этой информации готовится болид к новой гонке. При этом труба никогда не запускается на полную мощность. В месяц можно использовать только 50 часов аэродинамической трубы. Охлаждается аппарат с помощью воды из озера, находящегося на территории базы.

Работа в симуляторе

В Сочи был новый трек и в течение восьми месяцев пилоты Макларен с определенной частотой наматывали круги на абсолютно новой трассе с помощью гоночного симулятора. Как раздобыли конфигурацию? С помощью инфракрасного лазера, считавшего все детали трека, а потом техники все это загрузили в симулятор, создавший точную копию гоночного полотна, повторившего все до сантиметра. Перед каждой гонкой пилоты проезжают определенное количество часов на симуляторе, чтобы подготовиться к ней. Моделируется все, даже окружающая среда, все трехмерное. Пилот садится в пустое шасси с боковыми гидронасосами по бокам, полностью повторяющие все нагрузки гонки.
3_04
Дебютанту Кевину Магнуссену нужно порядка 20-30 часов, чтоб привыкнуть к трассе, Баттон, как аксакал Формулы-1, использует не более восьми. Кроме всего прочего, если на болиде есть новинки, то их также обкатывают в симуляторе, чтобы пилоты могли к ним привыкнуть еще до первой практики уик-энда. Время работы на симуляторе зависит от опыта водителя и от того, сколько там есть новинок.

Недавно случился очень забавный эпизод. В прошлом году накануне Гран-при Канады Дженс показал маленький фокус. Он сел в симулятор, закрыл глаза и показал второе время после рекорда трассы, все это не открывая глаза! Это пилотский опыт, который не купишь ни за какие деньги, а также мастерство и мышечная память, позволяющая запоминать трассы с такой точностью, что по ощущениям можно ехать очень и очень быстро.

Работа с болидом

На сезон строится четыре шасси. Два для гонок, третье запасное, на всякий случай, и четвертое, которое используется для тестов и весь сезон стоит на базе команды. Макларен каждый год принимает участие в фестивале скорости Гудвуд, куда привозят максимально приближенную к современной модель. Каждый раз туда берут старый болид и красят его, как новый, чтобы команду не обвинили в незаконных тестах.

После каждой гонки машина разбирается на 13 000 деталей, и они привозятся в Уокинг. Все компоненты моют, чистят, взвешивают, измеряют, смотрят, сколько в них осталось жизненных ресурсов. По каждой детали известно, сколько она отработала часов, сколько еще может функционировать. После этого болид собирают на базе и отправляют на следующий этап. Есть только одно больше исключение, мотор не приезжает в Уокинг. Мерседес забирает двигатель после гонки и привозит на следующий этап. Макларену, как клиентской команде, фактически запрещено с ним работать, что-то разбирать, что-то изучать. Работать с мотором можно очень ограниченно и только под присмотром немецкого представителя, который следит, чтобы не было промышленного шпионажа.
8_02
У самих британцев нет производственных мощностей, чтобы построить мотор Формулы-1, только для дорожных автомобилей. Для разработки двигателя для Большого Цирка потребуется около пяти лет, чтобы довести его до нормального состояния, потому британцы не заморачиваются и используют лучшее, что есть на рынке.

Интересные детали

Самая важная кнопка на руле – белая штучка, которая подает напиток по трубочке пилоту. Там смесь сахара, соли и различные электролиты. У Баттона там фармацевтические добавки. После того, как он хорошо поработал на симуляторе, команда может сказать, где у него были пики по ходу гонки и может ему подсказывать, где лучше сделать глоток, дабы сохранить энергию и концентрацию до последнего круга. Под сиденьем находится блок льда, который к концу гонки похож на горячий чай. Через шлем подается пилоту литр жидкости. Обычно температура в кокпите на 20 градусов больше, чем снаружи. За гонку пилот теряет порядка пяти килограмм веса. При росте в 182 сантиметра Дженс весит порядка 65-70 килограмм. Все из-за ограничения веса болида в 692 кг с пилотом и топливом. Потому перед каждой гонкой подгоняется вес болида из-за возможного изменения веса пилота.
4_03
Сейчас в Уокинге находится первый пассажирский автомобиль, произведенный Маклареном. В мире существует всего три таких автомобиля и только один на ходу, который сейчас и представлен. Было запланировано построить всего 250 таких машин, но реализовали всего три, поскольку Брюс погиб. Машина находится в частных руках, но ее владелец разрешил на время выставить ее на базе. Кстати, уместно сказать, что это было служебное авто Брюса Макларена, на котором он ездил на работу шесть месяцев

Также выставлен легендарный автомобиль Айртона Сенны образца сезона 1988 года MP4/4. Да, это та самая машина, самый успешный болид в истории Формулы-1. Самое интересное, что он и сейчас не сильно уступает современным аналогам. На прямой MP4/4 ничем не уступит никому из нынешних, но на полном круге будет отставание, что связано с тем, что аэродинамика серьезно шагнула вперед.

uzr.com.ua благодарит ТМ Gillette за помощь в подготовке статьи.

9

Новая лимитированная серия Gillette Fusion ProGlide ­ это вершина новейших научных разработок Gillette и образец непрерывного развития, закодированный в ДНК обоих брендов.

Успех ­ это не всегда преодоление длинных дистанций. Иногда он измеряется в долях миллиметров, сопоставимых с толщиной человеческого волоса. Gillette и McLaren доводят до совершенства все, за что берутся. И это относится как к производству автомобилей, так и к острейшим лезвиям бритвы толщиной менее чем длина световой волны.

В бритвенном станке Gillette Fusion ProGlide объединены 60 компонентов, которые слаженно работают вместе. Благодаря своим уникальным лезвиям он дарит в 2 раза более чистое и гладкое бритье по сравнению с Gillette Mach3*.

Особенности Gillette Fusion ProGlide:

- Усовершенствованные самые тонкие лезвия в истории Gillette с более низким сопротивлением позволяют мгновенно сбривать волоски, уменьшая при этом трение между лезвием и кожей**.
- Стабилизатор лезвий поддерживает оптимальное расстояние между лезвиями для более комфортного бритья, помогая им адаптироваться к контурам лица.
- Устройств Snowplow Comfort Guard подготавливает кожу к бритью, натягивая ее для более плотного контакта с лезвием, а также отводит лишнюю пену ­ для более близкого прилегания к коже.
- Смазывающая полоска Lubrastrip™ содержит минеральные масла и смазочные полимеры, с помощью которых бритва плавно скользит по коже, не оставляя порезов и раздражений во время ежедневного бритья.
- Модернизированный триммер повышенной точностипредставляет собой усовершенствованное, более широкое лезвие, которое лучше справляется с длинными волосками в труднодоступных местах.
- Усовершенствованная ручка Gillette Fusion ProGlide с более эргономичным строением обеспечивает надежный захват. Она идеально лежит в руке и не выскальзывает при бритье.
- Инновационная технология Microcomb, применяемая исключительно в Gillette Fusion ProGlide Power, сама направляет волоски к лезвию.
Gillette и McLaren неустанно трудятся над разработкой самых совершенных технологий. Благодаря этому каждое утро 800 миллионов мужчин по всему миру выглядят и чувствуют себя наилучшим образом.

*во время бритья
**по сравнению с Gillette Fusion

  • 05 / 12 / 2014
    15:52
  •  

Комментарии

 
 
 
все новости
Популярные тэги
Архив номера

Все статьи
© 2005-2015 ООО "За рулем Украина". Все права защищены
Эл. почта: Контактный телефон: +38 (044) 207 9729
Прочитать правила использование материалов uzr.com.ua

Реклама на сайте:
Наталья Королёва - natakorol@adv.umh.ua
Cайты партнеры: Все о футболе, Новости Спорта, Бизнес и Финансы, Новости Украины и мира, UMH group