За Рулем UA

Рейсшина

Тест шин категорий Extreme Performance и Semi-Slick на гоночном кольце | Автомобили-носители Audi TTS, Seat Leon FR | Авторы Александр Гармаш, Вадим Никишев | Фото Владислав Алиев

Автомобили, которые тестирует отдел спорта ЗР, обычно испытывают професси­ональные гонщики. Каково было наше удивление, когда мы узнали, что пилоты-любители, например, серии Russian Hot-Hatch Club Championship (RHHCC) на машинах тех же моделей едут быстрее! Стали разбираться – и поняли: мы тестируем авто в заводской комплектации, а в любительских гонках разрешены изменения. И, пожалуй, первое, что можно сделать для улучшения результата, – поменять шины на более цепкие. Какие?
В RHHCC восемь классов автомобилей, которые делятся на две группы: Race (гоночные) и Street (дорожные). В первой группе уровень доработки максимальный. Порой от серийной машины мало что остается: кузовные панели из углепластика, отдача мотора выше в полтора раза… Тут допускается использование шин-псевдосликов (Semi-Slick). А в классах группы Street ездят почти серийные машины на шинах типа Extreme Performance (EP) с индексом износостойкости не менее 140.

17-sporttiresl_-zr01_14_01

 На 272-сильном «Ауди-TTS» испытывали полуслики. Именно на них смогли развить пиковую перегрузку в повороте – 1,32g. Шины категории EP менее цепкие – ускорение колеблется около 1,2g.

В этом тесте мы собрали наиболее известные шины-полуслики и наиболее популярную среди гонщиков-любителей резину категории EP. Погрузили шины в микроавтобус и в сопровождении «Ауди-ТТS» и новейшего «Сеата-Леон FR» отправились на автодром.
Тестировать полуслики предполагалось на «Ауди-ТТS» – типичной «заготовке» для выхода в класс Hot-Race. «Сеат-Леон FR» – представитель класса Warm-Street – выбрали для испытаний шин Extreme Performance. Однако погода внесла коррективы: на «Сеате» покрышки обоих типов протестировали только в дождевых условиях, «сухие» времена всех шин получены на «Ауди».
Методика испытаний проста. Предварительно в автоцентре «Карт-Моторс» измерили твердость резины, глубину и ширину протектора, массу новых шин и смонтировали их на соответствующие диски. В качестве главного критерия выбрали лучшее время прохождения круга при рекомендуемых производителем шины давлении и температуре протектора. Давление устанавливали на прогретой после нескольких кругов шине. «Мокрые» времена круга получены в условиях постоянно моросящего дождя.

Без всякого тюнинга

Полтора года назад мы отмечали, что шины Federal 595 RS-R позволят пройти круг на 1,7–2,6 секунды быстрее, чем гражданские покрышки с индексом износостойкости (Treadwear) более 220. Полуслики отыг­рают еще около 3-4 секунд с круга! Поэтому не нужно бросаться форсировать двигатель, рискуя его надежностью: первоочередной способ улучшить время на автодроме – шины.

18-sporttiresl_-zr01_14

 «Сеат-Леон FR» с 1,8-литровым турбомотором мощностью 180 л.с. – типичный подогретый хэтчбек. Даже в заводском исполнении он хорош на автодроме, а с цепкими шинами и чип-тюнингом сможет побороться за призы в любительских гонках!

Что касается результатов теста, то опытным гонщикам-любителям мы советуем иметь два комплекта – Hankook Ventus TD для сухой погоды и Toyo Proxes R888 для сырой. Начинающим – Yokohama Advan A048 или Federal FZ-201: они заранее начинают сигнализировать о предстоящем срыве оси. Лучшее время на них не показать, но вероятность вылета будет ниже. Экспериментаторам могут приглянуться Kumho Eсsta V700.
Пилотам-любителям, для которых псевдослики – дорогое удовольствие, сделать выбор труднее. Hankook Ventus R-S3 дешевле, чем идентичный по «сухой» скорости Advan Neova AD08 R, – но, если гонки будут проходить в дождь, Advan Neova AD08 R предпочтительнее.

Субъективные особенности поведения шин оценены в сухую погоду на разных участках трассы

 raceshina-1

Стартовая прямая – Т1: зона самого интенсивного торможения, оценивалась способность шин останавливать автомобиль с высокой скорости (около 190 км/ч); прямая Т1– Т2: оценка способности шины ускорять автомобиль; змейка T7– T8– T9: оценка точности управления; связка Т10– T11, поворот Т13: характеризуют способность шин удерживать автомобиль на дороге при максимальной боковой перегрузке.

Результаты испытаний шин-полусликов

Марка, модель 5-е место 4-е место (1-е место – по мокрому) 3-е место 2-е место 1-е место
Yokohama Advan A048 Toyo Proxes R888 Federal FZ-201 Kumho Eсsta V700 Hankook Ventus TD
 02-sporttiresl_-zr01_14 06-sporttiresl_-zr01_14   05-sporttiresl_-zr01_14 04-sporttiresl_-zr01_14   08-sporttiresl_-zr01_14
Неделя/год выпуска 20/2012 01/2013 09/2013 37/2012 38/2012
Размеры, мм* 235/45R17 235/45R17 235/45R17 235/40R17 235/45R17
Масса, кг** 11,3 11,2 14,2 10,2 11,6
Твердость по Шору, ед.* 73 64 72 76 75
Состав М GG S С70
Истинная ширина протектора, мм* 235 235 245 240 225
Глубина протектора, мм* 5 5 6 5 5
Время круга в сухую погоду 1 мин. 44,996 с. 1 мин. 44,729 с. 1 мин. 44,289 с. 1 мин. 44,037 с. 1 мин. 43,820 с.
Время круга в дождь не измерено из-за низкого сцепления с дорогой 2 мин. 4,22 с. не измерено из-за низкого сцепления с дорогой не измерено из-за низкого сцепления с дорогой не измерено из-за низкого сцепления с дорогой
Комментарии Непрогретые шины ведут себя предсказуемо и стабильно. Непрогретые шины ведут себя предсказуемо и стабильно. В сухую погоду быстрые только на первом круге, затем перегреваются и теряют эффективность. Самые быстрые, предсказуемые и стабильные шины при слабом дожде. Непрогретые шины ведут себя предсказуемо и стабильно. Самые тяжелые шины в тесте. Ширина протектора больше, чем указано в официальном размере. Непрогретые шины ведут себя крайне нестабильно, резко и непредсказуемо срываются в скольжение. Самые легкие шины в тесте. Ширина протектора больше, чем указано в официальном размере. Непрогретые шины ведут себя вполне стабильно, наблюдается небольшое и легко контролируемое скольжение задней оси. Ширина протектора новой шины меньше, чем указано в официальном размере.

Торможение (прямая T1)

Оценка, баллы 3 4 4 5 5
Комментарии Самое раннее торможение. Дотормаживания в повороте шины не любят, срываются в скольжение. Торможение раннее, стабильное, но более позднее, чем у Yokohama. Можно дотормаживать в повороте. Самое стабильное прямолинейное торможение. Дотормаживания в повороте шины не любят – срываются в скольжение (возможно, из-за большой массы). Стабильное торможение. Позволяют дотормаживать в повороте и, как следствие, «заносить» больше скорости в поворот. Самое позднее и стабильное торможение. Позволяют дотормаживать в повороте и «заносить» больше скорости в поворот.

Ускорение (прямая Т1– Т2)

Оценка, баллы 3 3,5 4 5 5
Комментарии Ускорение ограничено сцепными свойствами шин, наблюдается пробуксовка. По ускорению сопоставимы с Yokohama, возможен срыв в пробуксовку. Ускорение мощное, однако ощущается инертность шины. Хороший состав минимизирует пробуксовку, но энергия тратится на разгон излишней массы. Ускорение самое мощное, с минимальной пробуксовкой. Ощущается легкость. Ускорение мощное, с минимальной пробуксовкой.

Точность управления (змейка T7– T8– T9)

Оценка, баллы 3 3,5 4 5 4,5
Комментарии Точность ограничена относительно невысоким боковым держанием – реакции размазанные. Точность управления чуть лучше, чем у Yokohama. Точность управления ограничена массой шины, реакции на повороты руля лучше, чем у R888 и A048, но более инертные и плавные, чем у лидеров теста. Такое поведение удобно для начинающих пилотов. Самые точные шины в тесте – минимальная масса и низкий профиль. Точность управления чуть хуже, чем у Kumho, вследствие более высокого профиля.

Боковое ускорение (участок Т10– T11, поворот Т13)

Оценка, баллы 3 3,5 4 5 5
Комментарии Раннее скольжение и, как следствие, минимальное центростремительное ускорение. Т10– Т11 невозможно пройти с газом в пол. На выходе из Т13 самая низкая скорость. Скольжение как и у Toyo, развивается плавно и легко
контролируется.
Скольжения начинаются немного позже, чем у Yokohama, и, как следствие, более высокое центростремительное ускорение. Т10– Т11 невозможно пройти с газом в пол. На выходе из Т13 скорость выше, чем у Yokohama. Состав шин позволяет проходить повороты с высоким центростремительным ускорением, однако из-за большей массы шины предельная скорость на дуге все же меньше, чем у лидеров теста, машина чуть раньше срывается в скольжение – плавное и легко контролируемое, что лучше для новичков. Т10– Т11 возможно пройти с газом в пол. На выходе из Т13 скорость высокая. Состав шин позволяет проходить повороты с высоким центростремительным ускорением. Т10– Т11 возможно пройти с газом в пол. На выходе из Т13 скорость самая высокая. Скольжение начинается резко, но легко контролируется. Состав шин позволяет проходить повороты с самым высоким центростремительным ускорением. Т10– Т11 возможно пройти с газом в пол. На выходе Т13 скорость высокая. Поздний срыв, но легко контролируемое скольжение.
Скорость выхода на дистанции 3000 м, км/ч 124,68 125,4 127,1 130,63 133,3
Максимальное центростремительное ускорение в T13, g 1,24 1,26 1,28 1,32 1,32

 

Результаты испытаний шин Extreme Performance

Марка, модель 3-е место 2-е место 1-е место
Federal 595 RS-R Hankook Ventus R-S3 Yokohama Advan Neova AD08 R
  01-sporttiresl_-zr01_14   07-sporttiresl_-zr01_14 03-sporttiresl_-zr01_14 
Неделя/год выпуска 08/2013 08/2013 08/2013
Размеры, мм* 235/45R17 235/45R17 235/45R17
Масса, кг** 11,9 11,4 11,5
Твердость по Шору* 72 81 79
Истинная ширина протектора, мм* 235 235 235
Глубина протектора, мм* 8 5 5
Индекс износостойкости 140 200 180
Время круга в сухую погоду 1 мин. 47,867 с. 1 мин. 47,548 с. 1 мин. 47,149 с.
Время круга в дождь 2 мин. 9,059 с. 2 мин. 08,547 с. 2 мин. 6,903 с.
Скорость выхода на дистанции 3000 м, км/ч 121,28 124,04 124,10
Максимальное центростремительное ускорение в T13, g 1,197 1,203 1,211

Субъективно особенности поведения шин-полусликов были осязаемы, а вот найти различия в работе шин EP оказалось сложно.
Если за эталон принять шину Hankook Ventus R-S3, которая на текущий момент наиболее популярна среди участников RHHCC, то Federal 595 RS-R немного ей проигрывает – во всем: чуть хуже тормозит, разгоняется, держит в поворотах. А поведение новинки рынка Yokohama Advan Neova AD08 R на сухом покрытии полностью идентично поведению Ventus R-S3. В тестовых заездах на шинах Extreme Performance лучший круг у Yokohama AD08 R. Но если собрать виртуальное время, сложив лучшие результаты на разных секторах трассы, то Hankook Ventus R-S3 ей не уступает.
Этот Federal, как и полуслик той же марки, оказался самой тяжелой шиной. Для всех покрышек Extreme Performance характерно более раннее, но легче контролируемое скольжение, нежели у полусликов. А в дождь в лидеры выходит Yokohama AD08 R, не оставляя шансов соперникам. За ней следуют R-S3 и 595 RS-R. Хотя полуслик Toyo Proxes R888 все равно быстрее!

Комментарии

Похожие статьи все статьи

 
 
 
все новости
Популярные тэги
Архив номера

Все статьи
© 2005-2015 ООО "За рулем Украина". Все права защищены
Эл. почта: Контактный телефон: +38 (044) 207 9729
Прочитать правила использование материалов uzr.com.ua

Реклама на сайте:
Наталья Королёва - natakorol@adv.umh.ua
Cайты партнеры: Все о футболе, Новости Спорта, Бизнес и Финансы, Новости Украины и мира, UMH group