За Рулем UA

Расследуем ДТП : Двойной удар

Наш специальный корреспондент угодил в ДТП, и его история так ярко иллюстрирует работу отечественной ГАИ и судов, что мы решили поделиться ею. А заодно – и поучительными выводами, которые помогут вам во всеоружии встретить суровую действительность. Автор Леонид Сапожников Фото автора. Рисунок Николая Харлашкина.

В ясную сухую погоду я вел свой «Ланос» по трассе Киев-Одесса. Увидев впереди затор, начал заранее тормозить двигателем. Словом, самая обычная, безобидная ситуация. Уже почти погасил скорость, как вдруг мощный удар сзади – и мою машину понесло вперед на стоявший в хвосте затора «Мерседес». Педаль тормоза в пол, сработала АБС, – но увы! Всё, что удалось,– это минимизировать повреждения «Мерседеса» за счет деформации своего кузова, почти полностью поглотившего энергию удара. Выйдя из машины, обнаружил позади своего автомобиля видавшую виды «Ладу» – с разбитой передней частью и испуганной дамой за рулем.
Разумеется, вызвали ГАИ. Инспектор, сперва пообщавшись с дамой, которая управляла «Ладой», а затем поговорив с водителем «Мерседеса», передал мне уже заполненный протокол и предложил его подписать. Из текста следовало, что я виновен: не следил за дорожной обстановкой, не выбрал безопасную скорость, дистанцию, оттого и совершил назад на «Мерседес». А на даму был составлен отдельный протокол, и он гласил, что мой «Ланос» в момент ее наезда уже был… в контакте с «Мерседесом»!

rasleduem-dtp-1


По словам инспектора, водитель «Мерса» показал, что «відчув два удари з проміжком біля двох секунд». Мы не зря цитируем оригинал фразы на украинском, ведь первый удар – «Лады» о «Ланос» – в «Мерседесе» можно было лишь «почути», а «відчути» только второй. Слова похожи, но смысл-то совершенно разный!
Гаишник, похоже, заранее всё решивший, не стал вдаваться в эти тонкости. Увы, я тоже не уточнил у водителя «Мерседеса» его показания и не настоял на внесении их в протокол. А стоило бы!

Призрачный шанс

Сделав на месте ДТП несколько снимков – так, на всякий случай – я показал их в Киеве знакомому эксперту-трассологу. Его намётанный глаз сразу выхватил главное: осыпь грунта из-под заднего бампера и подкрылка «Мерседеса» на фотографиях 2 и 3 свидетельствует, что он в результате наезда «Ланоса» совершенно не сдвинулся с места. А осыпь стёкол задних фонарей и стоп-сигнала «Ланоса» на фото 1 говорит о том, что в момент наезда «Лады» «Ланос» не мог быть в контакте с «Мерседесом», поскольку по законам физики твёрдые тела при ударе летят вперёд, а не назад. «Если бы не эти фотографии, вы моментально проиграли бы дело, теперь же есть шанс доказать свою правоту», – заявил эксперт.
И как в воду глядел. Судья Киево-Святошинского районного суда был настроен решить вопрос мгновенно, но, увидев снимки и выслушав мои аргументы, заинтересовался. «Я бы на вашем месте тоже не согласился с ГАИ! Если хотите, можно провести экспертизу», – заявил он.

rasleduem-dtp-2


Увы, такая экспертиза вышла бы на порядок дороже штрафа. А я и так, фактически, уже потерял автомобиль: стоимость восстановления редкого трехдверного кузова превысила бы рыночную стоимость «Ланоса». «Понимаю вас», – сказал судья, и постановил вернуть дело в райотдел ГАИ на доработку. Я вышел из суда в отличном настроении: зря, значит, говорят, что в наших судах справедливости не добьешься!

Ошибка неисправима

Время шло, а райотдел ГАИ не спешил «дорабатывать» дело. Оказалось, что сроки доработки ничем не ограничены – можно тянуть до бесконечности! Потеряв терпение, я поехал в райотдел и выложил перед начальником фотографии: «Вы же видите, что ваш инспектор не прав – надо исправить ошибку». «Вижу – согласился он. –
Но она не исправляется…».

rasleduem-dtp-3


Я понял, что именно начальник имел в виду. Суд потребовал обозначить на схеме ДТП осыпи стёкол и грунта, оставшиеся на проезжей части, а где нерадивому инспектору задним числом взять эту информацию? Мои фотографии, приобщенные судом к делу, логически объясняют происшедшее, но на схеме должны быть указаны «привязочные» расстояния. Вот где пригодилась бы рулетка! Можно было бы протянуть ленту от заднего бампера «Ланоса» до красного осколка стоп-фары и заснять результат.
Прошло еще семь недель – видимо, в районном управлении ГАИ искали выход из положения. Наконец, пришел ответ, но не уточненная схема, как того требовал суд, а листок с нелепостями. Одну из них процитирую: «Возникает вопрос, почему на предоставленных фотографиях отсутствует осыпь стекла и осколков пластмассы позади автомобиля ВАЗ?»
«Этот удивительный вопрос сотрудники ГАИ должны задать себе», – пояснил я судье. Они ведь не зафиксировали в схеме ДТП ни одной осыпи и при этом обвиняют меня – участника ДТП – что я сделал слишком мало фотографий!
Судья, как и в начале, отнесся ко мне сочувственно. Но вдруг спохватился: оказывается, дело дамы, управлявшей «Ладой», давно рассмотрено его коллегой. Дама была оштрафована, но в том постановлении сказано, что в момент ее наезда я уже был участником ДТП! Значит, если меня оправдать, возникнет противоречие. Правая рука суда не ведает, что делает левая…
«Всё, что я могу в этой ситуации, это назначить вам минимальный штраф – 340 гривен», – сказал судья.
Мне так надоела почти трехмесячная канитель, что я не возражал. Хотя судья мог и был обязан снова вернуть дело в ГАИ.
Счастье, что в этой аварии никто физически не пострадал. И что на месте «Мерседеса» не оказался пешеход, переходивший дорогу по «зебре».

Советы

Возите с собой фотоаппарат или заменяющий его гаджет, позволяющий делать снимки в высоком разрешении. Очень полезна также рулетка: положив ее рядом с автомобилем и делая снимок, вы тем самым фиксируете расстояние.
Обращайте особое внимание на осыпи стёкол и грунта. Требуйте, чтобы инспектор ГАИ отразил их наличие в схеме ДТП и в протоколе. Записывайте разговор с ним на диктофон.
Если позволяют финансы, приобретите видеорегистратор, лучше с двумя камерами:
в случаях, подобных моему, очень пригодилось бы видео с объектива, глядящего назад.
Помните, что вслед за вами может ехать «чайник», который начинает тормозить только при виде загоревшихся стоп-сигналов. Поэтому, даже гася скорость двигателем, контролируйте обстановку сзади и слегка нажмите раз-другой педаль тормоза.
Всегда пристегивайте ремень безопасности, прежде чем тронуться, и требуйте того же от пассажиров! После ДТП я месяц ходил с гематомой на левом предплечье от ремня безопасности, полученной при экстренном торможении. Был бы непристегнут,– сломал бы ребра о руль.
Для объяснения водителя «по существу нарушения» в протоколе отведены две строки – слишком мало, чтобы аргументированно выразить несогласие с инспектором. Он может, как в моем случае, предложить вам лист бумаги. Если воспользуетесь его «любезностью», не забудьте написать в протоколе: «С выводом инспектора не согласен (см. прилагаемый лист)».
Попав в подобное ДТП, вам нужно присутствовать при рассмотрении дела настоящего виновника и предъявить
свои аргументы. Если постановление суда вас не удовлетворит, обжалуйте его в вышестоящую судебную инстанцию. Срок подачи апелляции – 10 дней.

Комментарий юриста

Проблема неполноты и неточности составления схемы ДТП, к сожалению, весьма актуальна. Поэтому необходимо активное участие водителя в оформлении схемы ДТП. Отслеживать необходимо два момента: правильность и полноту. Все цифровые данные, отображенные в схеме, должны соответствовать проведенным замерам. Все следы, которые могут иметь отношение к ДТП, обязательно должны быть отображены. Схема является одним из немногих объективных документов, которые могут быть использованы, в том числе и экспертом, для составления объективных выводов. Восстановить данные, которые не были отображены в схеме, практически невозможно. Сотрудники ГАИ в силу нехватки времени, достаточных знаний, а иногда и умышленно, искажают данные или не отображают их в полном объеме.
Согласен с выводом о необходимости участия в процессе рассмотрения административного материала по виновнику ДТП, даже если Вы этим виновником не являетесь. Таким образом можно постараться избежать неприятных сюрпризов. Административные дела по ДТП рассматриваются судом общей юрисдикции по месту совершения ДТП или по месту проживания водителя или регистрации транспортного средства. Информацию о том, в какой именно суд отправлен административный материал можно получить в подразделении ГАИ, которое оформляло ДТП. В каждом суде есть канцелярия по административным делам, сотрудники которой предоставляют информацию о времени и дате рассмотрения административного материала. Телефоны и другую контактную информацию конкретного суда можно получить на сайте www.court.gov.ua.
Добавить хочется следующее. Во-первых, административный штраф вещь неприятная, но не разоряющая. Гораздо хуже, что привлечение водителя к административной ответственности дает право потерпевшему требовать возмещения причиненного вреда. Учитывая сегодняшние цены на ремонт и запчасти, суммы, которую оплатит потерпевшему страховая компания виновника ДТП может не хватить. Разница между обязательствами страховщика и реальным размером ущерба может быть весьма значительна.
Во-вторых, в соответствии со статьями 268, 269 КоАП Украины как лицо, привлекаемое к административной ответственности, так и потерпевший имеют право знакомиться с материалами административного дела. Пользуйтесь этим правом и отнеситесь серьезно к обоснованию своей позиции. Например, ознакомившись со всеми материалами по ДТП, можно обратиться к эксперту-автотехнику или автотрассологу для проведения экспертного исследования. Выводы эксперта всегда являются весомым аргументом в суде.

Игорь Юдин, адвокат

Комментарии

Похожие статьи все статьи

 
 
 
все новости
Популярные тэги
Архив номера

Все статьи
© 2005-2015 ООО "За рулем Украина". Все права защищены
Эл. почта: Контактный телефон: +38 (044) 207 9729
Прочитать правила использование материалов uzr.com.ua

Реклама на сайте:
Наталья Королёва - natakorol@adv.umh.ua
Cайты партнеры: Все о футболе, Новости Спорта, Бизнес и Финансы, Новости Украины и мира, UMH group