За Рулем UA

Неформальный подход

Обслуживание автомобиля требует не меньшей концентрации, чем управление им, напоминает Анатолий Вайсман.

Маститый хирург, мой старинный приятель, не раз повторял, что успех операции во многом зависит от уверенности, которая зиждется не только на твердости руки, но и на глубоком знании дела. А вот самоуверенность – путь к беде.

Пытка током

Оказывается, инструкции надо не просто читать – полезно над ними думать, ведь авторы могут ошибаться (к счастью, гораздо чаще дают дельные советы). Вот характерный пример. Еще наши прадеды, дабы проверить генератор, при работающем двигателе снимали клемму с батареи. Если двигатель не смолкал, генератор считали относительно исправным. Но этот прием приводил к скачкам напряжения и тока, грозя повредить всё электрооборудование. Официально подобные проверки запрещались, в некоторых инструкциях запрет даже выделяли жирным шрифтом! Но, как ни странно, опыты с электрооборудованием многим сходили с рук, оттого смелых «испытателей» хватало.

foto-3

 Проверять генератор, как полвека назад, нынче нельзя! Один из фрагментов «поджарившегося» контроллера ЭСУД.


Увы, и в наши дни отчаянных ребят немало. Вот только современная электроника неизмеримо нежнее примитивной электротехники прошлого века. Вот недавно у гражданина отказал генератор. Приятель-умелец его починил, но, поставив на машину, предложил проверить дедовским способом. Раз за разом снимая и надевая клемму, друзья аплодировали: здорово работает! Наконец, эта суета мотору надоела – он заглох и больше не завелся. Когда бедолага обратился к нам, мы констатировали обычную для электроники ситуацию: из-за скачков напряжения «поджарился» контроллер ЭСУД. Тут уж владельцу пришлось всерьез раскошелиться. Дороговато обошлось развлечение!

Материя первична

Даже опытному механику я пожелал бы в работе не распыляться, не отвлекаться на другие, хотя бы и глобальной важности, проблемы. Самостоятельно ремонтируя автомобиль, чего только не упускали народные умельцы! Например, утомленные сборкой отремонтированного двигателя, в спешке его пускали, забыв выставить фазы газораспределения. Для большинства современных конструкций с компактными камерами сгорания такие шутки недопустимы: поршни бьют по открытым клапанам.
Забывали и многое другое... Вот недавний случай. Студент пятого курса одного из столичных вузов решил самостоятельно (впервые в жизни) отрегулировать клапанные зазоры в «Лансере» – благо, по словам гаражных знатоков, этот мотор немногим сложнее детской игрушки. Вооружившись руководством по ремонту, парень с азартом приступил к делу. Зазоры выставил точно. Затем очистил и вымыл дроссельный патрубок. Когда же довольный собой «мастер» включил стартер, раздался несусветный грохот!

foto-1_01

 Головка блока снята. Полюбуйтесь тряпкой, забытой в дроссельном патрубке!


Повторить попытку студент не решился. Переведя дух, дрожащими руками снял клапанную крышку. На первый взгляд, всё в порядке, но зазор одного из впускных клапанов, вдруг выросший раз в десять, сильно смутил. Студент сдался обстоятельствам – и отбуксировал «Лансер» к нам.
Причину визита объяснил просто. Накануне, мол, мотор работал отлично, но при последней попытке пуска застучал. О том, чтó предшествовало включению стартера, хитрец умолчал. Расскажи он все и сразу, потерял бы меньше времени и денег. А то ведь пришлось проверять с нуля. Начали, естественно, с компрессии в цилиндрах – и она нас огорошила. Показатели жалкие: от 2 до 7 кгс/см². Уж не погнуты ли клапаны? Проверили привод ГРМ, но ни малейшего криминала не нашли. Ремень отличный, достаточно натянут, да и с метками всё в порядке. Чтобы до конца разобраться, предложили хозяину снять головку блока. Он согласился, но как-то неохотно...
Когда слесарь положил головку на стол, мы, выражаясь культурно, обомлели. В камеру сгорания первого цилиндра, зажатая впускным клапаном, неопрятно высунулась тряпка. Каким ветром ее принесло? Явно не через фильтр! Снимаем впускной коллектор – из канала головки торчит хвост той же тряпки. Гляжу на хозяина, а он лопочет: извините, мол, забыл сказать, что перед пуском чистил дроссельный патрубок этой вот тряпкой. Студент, конечно, темнит, но я ему даже сочувствую: это же надо так вляпаться! Ведь в каналах, по которым поступает воздух в двигатель, ничего забывать нельзя!

Фига в книге

Но продолжим. Никаких признаков зависания клапанов нет. Рабочие фаски, как и сёдла в головке, усеяны оспинами износа, но для трудяги-двигателя это норма и к внезапному обвалу компрессии привести не может. Сёдла для порядка обработали абразивной шарошкой, а рабочие кромки клапанов отшлифовали на станке. Ну а погнутый (спасибо тряпке) впускной клапан заменили.
Круг неясностей сужается: осталось проверить клапанные зазоры. В повестке прежний вопрос: что могло с ними случиться, если только что мотор работал нормально?!

foto-2_04

 Рабочая фаска одного из клапанов нуждается в обработке. Но стержень чист, смолистых отложений на нем нет.

Весьма кстати в бардачке нашлось руководство по ремонту «Лансера». Начали проверять зазоры, как в нем описано, и тут же оказались в тупике. Вообразите, что по инструкции вы ставите коленвал в такое положение, при котором какой-то клапан открыт. Значит, в этот момент зазор отсутствует, а заумная книжка предлагает его регулировать!

Бред. Поняв, что в книге неверно указан порядок регулировки клапанов, мы предпочли логику любого толкового механика. Подвели поршень первого цилиндра к ВМТ такта сжатия, когда все клапаны должны быть закрыты, и выставили правильные зазоры. Затем повторили эту процедуру в остальных цилиндрах. И тут студент выдавил из себя новое признание: вчера он регулировал зазоры именно по этой книжке.
Всё стало на свои места – якобы утерянная компрессия восстановилась, стуки при включении стартера исчезли. Ценой определенных потерь для хозяина, конечно.

Комментарии

Похожие статьи все статьи

 
 
 
все новости
Популярные тэги
Архив номера

Все статьи
© 2005-2015 ООО "За рулем Украина". Все права защищены
Эл. почта: Контактный телефон: +38 (044) 207 9729
Прочитать правила использование материалов uzr.com.ua

Реклама на сайте:
Наталья Королёва - natakorol@adv.umh.ua
Cайты партнеры: Все о футболе, Новости Спорта, Бизнес и Финансы, Новости Украины и мира, UMH group