За Рулем UA

Ледокол

Осень – время покупки зимних шин. Помочь в выборе «шиповок» размера 205/55R16 взялся Сергей Мишин со своей командой.

 В этом году в стане шипованных шин много новинок. Среди участников нашего теста шесть дебютантов из разных ценовых категорий. Обратите внимание на место изготовления: четыре модели из десяти произведены в России. Тестовый автомобиль – «Фольксваген-Гольф» шестого поколения с антиблокировочной системой и системой стабилизации. Место проведения тестов – дороги Поволжья, близ Тольятти.
С лидером все однозначно. Это самая дорогая и лучшая по результатам теста «Хаккапелита 8» от «Нокиан». На счету новинки финской разработки сразу несколько высших достижений в наших испытаниях. Количество шипов у гражданской покрышки размером 205/55R16 – 190 штук! Рекордная цена – 1475 грн за штуку, первое место с 938 баллами в общем зачете и самый высокий коэффициент цена/качество – 1,57.
Второе место по цене занимает неновый «Мишлен Икс-Айс Норт» второго поколения. Продают его по 1250 грн за покрышку. В нашем рейтинге модель с 897 набранными баллами занимает лишь четвертую строчку. Потому соотношение цены и качества тоже высокое – 1,39. Собственно, сейчас в продаже можно встретить обновленное, третье поколение. Но во время проведения тестов (февраль 2013 года) эти шины еще не были доступны.
На третьем месте ценового рейтинга – «Гудиер-УльтраГрип Айс Арктик». Новинка прошлого года, но уже доработанная по замечаниям зарулевских экспертов. Внесенные изменения помогли этой шине подняться на вторую строчку в итоговой таблице. В данном случае цена 1150 грн эквивалентна 922 баллам. По соотношению цены и качества, равному 1,25, эта модель весьма привлекательная среди «шиповок» первых брендов.

02-r16-w_-zr10_13
Четвертое место по стоимости взял «КонтиАйсКонтакт» – шины неновые, ждущие обновления в следующем году. По нашим итоговым результатам выигрывают у «Мишлена» балл (набрано 898 баллов) и в цене отыгрывают 50 грн (продаются за 1100 грн). Потому соотношение цены и качества заметно привлекательнее мишленовского – 1,22.
Пятую ценовую строчку занимает новинка «Бриджстоун-Близзак Спайк-01», симбиоз «липучки» (мягкий протектор с большим количеством ламелей) и «шиповки» – 1080 грн. По результатам тестирования эти шины набрали 859 баллов, что позволило им занять лишь девятую строчку в итоговом протоколе. Тем не менее соотношение цены и качества, равное 1,26, выводит их в середину нашего рейтинга.
На шестой ценовой позиции новинка «Пирелли» – «Айс Зеро». Продается на 150 грн дешевле, чем «Гудиер», и c 895 итоговыми баллами она более выгодна по отношению цены к качеству – 1,13.
Седьмая ценовая строчка олицетворяет переход из первых рядов на вторую линию. Ее открывает новинка марки «Гиславед» – «Норд Фрост 100». Продают за 970 грн, наш результат – 881 балл и шестое место. Отношение цены к качеству, равное 1,10, практически равноценно «Пирелли».
Чуть дешевле, за 880 грн, продают модель «Нордман 4», родственную «Нокиан». Результат в 872 балла обеспечил седьмое место по итогам теста и более привлекательное отношение цены к качеству: 1,01.
Близкий ценник (830 грн) и почти равное число заработанных в тесте баллов (870) имеет корейская «щука» – «Хэнкук-Винтер Ай-Пайк RS2». Соотношение цены и качества, равное 0,95, весьма привлекательно, учитывая довольно высокий уровень характеристик этой шины, опередившей «Бриджстоун».
Почти столько же (810 грн) стоит нижнекамская новинка с немецкими корнями – «Виатти-Брина Нордико». По идеологии она схожа с шипованным «Близзаком». Кого первым осенило скрестить «липучки» с «шиповками», история пока умалчивает. «Виатти» в наших тестах набрала 821 балл, про­играв схожему по конструкции «японцу» 38 баллов. Однако из-за более скромной цены обошла его по отношению цены к качеству: 0,99. Тем не менее уступила по этому показателю «Хэнкуку», у которого более высокий (на 50 баллов) итоговый результат в наших испытаниях.

Марка, модель 10 место 9 место
Viatti Brina Nordico Bridgestone Blizzak Spike-01
Результаты испытаний шипованных шин 205/55R16

 10-viatti-02_03

09-bridg-03

Место изготовления Россия Япония
Максимальная скорость T (190 км/ч) T (190 км/ч)
Рисунок протектора асимметричный направленный
Глубина рисунка по ширине, мм 8,9–9,1 9,3–9,5
Твердость резины по Шору 55 50
Количество шипов 92 130
Выступание до/после тестов, мм 1,3–1,4/1,9–2,1 1,6–2,1/1,8–2,3
Масса шины, кг 9,9 9,9
Средняя цена в интернет-магазинах, грн. 810 1080
Цена/качество 0,99 1,26
БЕЗОПАСНОСТЬ: ЗАМЕРЫ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ
Тормозной путь (35–5 км/ч) на льду Максимум 140 баллов м 25,3 22,3
баллы 108,5 123,0
Время прохождения ледяного круга Максимум 120 баллов с 17,8 17,4
баллы 114,6 117,2
Время разгона (0–35 км/ч) на льду Максимум 50 баллов с 10,5 8,5
баллы 37,6 46,5
Тормозной путь (35–5 км/ч) на снегу Максимум 130 баллов м 14,7 14,0
баллы 115,9 121,6
Время разгона (0–35 км/ч) на снегу Максимум 40 баллов с 5,8 5,4
баллы 33,1 35,6
Тормозной путь (60–5 км/ч) на мокром асфальте Максимум 110 баллов м 21,9 21,5
баллы 96,4 98,2
Тормозной путь (80–5 км/ч) на сухом асфальте Максимум 90 баллов м 36,4 34,2
баллы 81,6 86,8
ПОВЕДЕНИЕ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Управление разгоном на зимней дороге (снег-лед) Максимум 10 баллов оценка 8 7
баллы 8 7
Управляемость на зимней дороге (снег-лед) Максимум 60 баллов оценка 6 7
баллы 36 42
Проходимость в глубоком снегу Максимум 50 баллов оценка 7 6
баллы 35 30
Курсовая устойчивость на заснеженной дороге Максимум 40 баллов оценка 8 6
баллы 32 24
Курсовая устойчивость на асфальте Максимум 40 баллов оценка 6 8
баллы 24 32
КОМФОРТ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Внутренний шум Максимум 30 баллов оценка 6 5
баллы 18 15
Плавность хода Максимум 20 баллов оценка 6 7
баллы 12 14
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ: ЗАМЕРЫ РАСХОДОВ ТОПЛИВА
Расход топлива
при скорости 90 км/ч Максимум 40 баллов
л/100 км 6,4 6,6
баллы 39,4 38,2
Расход топлива
при скорости 60 км/ч Максимум 30 баллов
л/100 км 4,4 4,6
баллы 28,6 27,4
Сумма начисленных баллов 821 859
 
Плюсы
 
Четкий курс на заснеженной дороге. Сцепные свойства на льду выше среднего; четкий курс на асфальте.
 
Минусы
 
Самые слабые сцепные свойства на снегу и торможение
на асфальте; слабые продольные сцепные свойства на льду;
сложная управляемость
на зимней дороге; нечеткий курс на асфальте;
низкий уровень комфорта.
Нечеткий курс на заснеженной дороге, недостаточная проходимость; слабое торможение на асфальте; повышенный расход топлива; очень шумные.
Комментарий руководителя тест-группы Сергея Мишина Для неспешной езды по любым зимним дорогам. Для обледенелых и слегка заснеженных дорог.

 

Марка, модель 8 место 7 место
Hankook Winter iPike RS2 Nordman 4
Результаты испытаний шипованных шин 205/55R16

08-hank-01 

07-nordman-03 

Место изготовления Корея Россия
Максимальная скорость T (190 км/ч) T (190 км/ч)
Рисунок протектора направленный направленный
Глубина рисунка по ширине, мм 9,3–9,4 9,2–9,5
Твердость резины по Шору 51 50
Количество шипов 130 130
Выступание до/после тестов, мм 1,3–1,5/1,3–1,6 1,3–1,6/1,5–1,8
Масса шины, кг 10,1 9,3
Средняя цена в интернет-магазинах, грн. 830 880
Цена/качество 0,95 1,01
БЕЗОПАСНОСТЬ: ЗАМЕРЫ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ
Тормозной путь (35–5 км/ч) на льду Максимум 140 баллов м 24 23,2
баллы 114,3 118,3
Время прохождения ледяного круга Максимум 120 баллов с 17,5 18,0
баллы 116,6 113,3
Время разгона (0–35 км/ч) на льду Максимум 50 баллов с 9,5 8,7
баллы 41,6 45,4
Тормозной путь (35–5 км/ч) на снегу Максимум 130 баллов м 13,8 14,0
баллы 123,4 121,6
Время разгона (0–35 км/ч) на снегу Максимум 40 баллов с 5,3 5,3
баллы 36,2 36,2
Тормозной путь (60–5 км/ч) на мокром асфальте Максимум 110 баллов м 21,0 20,2
баллы 100,6 104,6
Тормозной путь (80–5 км/ч) на сухом асфальте Максимум 90 баллов м 33,4 33,8
баллы 88,9 87,9
ПОВЕДЕНИЕ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Управление разгоном на зимней дороге (снег-лед) Максимум 10 баллов оценка 7 8
баллы 7 8
Управляемость на зимней дороге (снег-лед) Максимум 60 баллов оценка 7 7
баллы 42 42
Проходимость в глубоком снегу Максимум 50 баллов оценка 7 8
баллы 35 40
Курсовая устойчивость на заснеженной дороге Максимум 40 баллов оценка 7 7
баллы 28 28
Курсовая устойчивость на асфальте Максимум 40 баллов оценка 7 7
баллы 28 28
КОМФОРТ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Внутренний шум Максимум 30 баллов оценка 8 6
баллы 24 18
Плавность хода Максимум 20 баллов оценка 8 7
баллы 16 14
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ: ЗАМЕРЫ РАСХОДОВ ТОПЛИВА
Расход топлива
при скорости 90 км/ч Максимум 40 баллов
л/100 км 6,4 6,5
баллы 39,4 38,8
Расход топлива
при скорости 60 км/ч Максимум 30 баллов
л/100 км 4,4 4,5
баллы 28,6 28,0
Сумма начисленных баллов 870 872
 
Плюсы
 
Хорошее торможение на сухом асфальте; экономичны при 90 км/ч, комфортны. Хорошая проходимость.
 
Минусы
 
Слабое торможение на мокром асфальте; незначительные замечания к управляемости на зимней дороге, проходимости и курсовой устойчивости. Незначительные замечания в адрес управляемости на зимней дороге, курсовой устойчивости и плавности хода; шумные.
Комментарий руководителя тест-группы Сергея Мишина Комфортные
и экономичные шины для любых зимних дорог.
Для любых
зимних дорог, не спасуют на зимнем бездорожье.

 

Марка, модель   6 место 5 место 4 место
    Gislaved NordFrost 100 Pirelli Ice Zero Michelin X-Ice North 2

 

 

06-gisl-04 

05-pirelli-03 

04-michelini-02 

Место изготовления   Германия Россия Россия
Максимальная скорость   T (190 км/ч) T (190 км/ч) T (190 км/ч)
Рисунок протектора   направленный направленный направленный
Глубина рисунка по ширине, мм   9,1–9,3 9,2–9,3 9,1–9,4
Твердость резины по Шору   47 50 50
Количество шипов   96 130 130
Выступание до/после тестов, мм   1,3–1,6/1,5–2,0 1,3–1,8/1,8–2,2 1,2–1,5/1,5–1,8
Масса шины, кг   8,7 9,2 9,5
Средняя цена в интернет-магазинах, грн.   970 1010 1250
Цена/качество   1,10 1,13 1,39
 БЕЗОПАСНОСТЬ: ЗАМЕРЫ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ
Тормозной путь (35–5 км/ч) на льду
Максимум 140 баллов
м 23,6 21,2 23,5
  баллы 116,3 129,4 116,8
Время прохождения ледяного круга
Максимум 120 баллов
с 17,4 17,6 17,4
  баллы 117,2 115,9 117,2
Время разгона (0–35 км/ч) на льду
Максимум 50 баллов
с 10,0 8,4 8,9
  баллы 39,5 47,0 44,4
Тормозной путь (35–5 км/ч) на снегу
Максимум 130 баллов
м 14,1 13,4 13,9
  баллы 120,8 127,1 122,5
Время разгона (0–35 км/ч) на снегу
Максимум 40 баллов
с 5,5 4,9 5,3
  баллы 34,9 39,2 36,2
Тормозной путь (60–5 км/ч) на мокром асфальте
Максимум 110 баллов
м 19,2 20,1 20,7
  баллы 110 105,1 102,0
Тормозной путь (80–5 км/ч) на сухом асфальте
Максимум 90 баллов
м 33,9 33,8 33,5
  баллы 87,6 87,9 88,7
 ПОВЕДЕНИЕ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Управление разгоном на зимней дороге (снег-лед)
Максимум 10 баллов
оценка 8 8 8
  баллы 8 8 8
Управляемость на зимней дороге (снег-лед)
Максимум 60 баллов
оценка 7 7 8
  баллы 42 42 48
Проходимость в глубоком снегу
Максимум 50 баллов
оценка 8 7 9
  баллы 40 35 45
Курсовая устойчивость на заснеженной дороге
Максимум 40 баллов
оценка 8 7 8
  баллы 32 28 32
Курсовая устойчивость на асфальте
Максимум 40 баллов
оценка 7 8 8
  баллы 28 32 32
 КОМФОРТ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Внутренний шум
Максимум 30 баллов
оценка 8 6 7
  баллы 24 18 21
Плавность хода
Максимум 20 баллов
оценка 7 6 7
  баллы 14 12 14
 ЭКОЛОГИЧНОСТЬ: ЗАМЕРЫ РАСХОДОВ ТОПЛИВА
Расход топлива
при скорости 90 км/ч
Максимум 40 баллов
л/100 км 6,5 6,4 6,4
  баллы 38,8 39,4 39,4
Расход топлива
при скорости 60 км/ч
Максимум 30 баллов
л/100 км 4,5 4,4 4,3
  баллы 28,0 28,6 29,3
Сумма начисленных баллов   881 895 897
Плюсы   Лучшее торможение на мокром асфальте; хорошие проходимость и курсовая устойчивость на заснеженной дороге; тихие. Высокие продольные сцепные свойства на льду и снегу; хорошая курсовая устойчивость на асфальте; экономичны. Отличная проходимость; высокие поперечные сцепные свойства на льду; хорошее торможение на сухом асфальте, на зимней дороге и курсовая устойчивость; экономичны.
Минусы   Незначительные замечания в адрес управляемости на зимней дороге, курсовой устойчивости на асфальте и плавности хода. Низкий уровень комфорта; небольшие замечания в адрес управляемости на зимней дороге, курсовой устойчивости на заснеженной дороге и проходимости. Продольные сцепные свойства на льду ниже среднего; есть замечания касательно комфорта.
Комментарий руководителя тест-группы Сергея Мишина   Для любых зимних дорог, не спасуют на зимнем бездорожье. Экономичные шины для любых зимних дорог. Экономичные шины для 
любых зимних дорог, легко справятся с бездорожьем.

 

Марка, модель   3 место 2 место 1 место
    Continental ContiIceContact Goodyear UltraGrip Ice Arctic Nokian HKPL 8

 

 

 03-conti-03

02-goodyear-04 

01-nokian-01 

Место изготовления   Германия Польша Финляндия
Максимальная скорость   T (190 км/ч) T (190 км/ч) T (190 км/ч)
Рисунок протектора   асимметричный направленный направленный
Глубина рисунка по ширине, мм   9,2–9,5 9,6–9,8 8,7–9,0
Твердость резины по Шору   49 51 50
Количество шипов   130 130 190
Выступание до/после тестов, мм   1,7–2,0/1,9–2,2 1,7–2,0/1,9–2,1 1,6–2,1/1,8–2,3
Масса шины, кг   9,9 10,1 9,3
Средняя цена в интернет-магазинах, грн.   1100 1150 1475
Цена/качество   1,22 1,25 1,57
 БЕЗОПАСНОСТЬ: ЗАМЕРЫ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ
Тормозной путь (35–5 км/ч) на льду
Максимум 140 баллов
м 20,7 21,2 19,6
  баллы 132,6 129,4 140
Время прохождения ледяного круга
Максимум 120 баллов
с 17,2 17,4 17,0
  баллы 118,6 117,2 120
Время разгона (0–35 км/ч) на льду
Максимум 50 баллов
с 8,3 8,3 7,9
  баллы 47,6 47,6 50
Тормозной путь (35–5 км/ч) на снегу
Максимум 130 баллов
м 13,7 13,1 13,3
  баллы 124,3 130 128,0
Время разгона (0–35 км/ч) на снегу
Максимум 40 баллов
с 5,2 4,9 4,8
  баллы 36,9 39,2 40
Тормозной путь (60–5 км/ч) на мокром асфальте
Максимум 110 баллов
м 19,9 19,4 20,3
  баллы 106,1 108,9 104,0
Тормозной путь (80–5 км/ч) на сухом асфальте
Максимум 90 баллов
м 33,6 34,3 33,0
  баллы 88,4 86,6 90
 ПОВЕДЕНИЕ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Управление разгоном на зимней дороге (снег-лед)
Максимум 10 баллов
оценка 9 9 8
  баллы 9 9 8
Управляемость на зимней дороге (снег-лед)
Максимум 60 баллов
оценка 7 8 8
  баллы 42 48 48
Проходимость в глубоком снегу
Максимум 50 баллов
оценка 7 10 8
  баллы 35 50 40
Курсовая устойчивость на заснеженной дороге
Максимум 40 баллов
оценка 7 7 8
  баллы 28 28 32
Курсовая устойчивость на асфальте
Максимум 40 баллов
оценка 7 7 7
  баллы 28 28 28
 КОМФОРТ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Внутренний шум
Максимум 30 баллов
оценка 7 7 8
  баллы 21 21 24
Плавность хода
Максимум 20 баллов
оценка 7 6 8
  баллы 14 12 16
 ЭКОЛОГИЧНОСТЬ: ЗАМЕРЫ РАСХОДОВ ТОПЛИВА
Расход топлива
при скорости 90 км/ч
Максимум 40 баллов
л/100 км 6,5 6,5 6,3
  баллы 38,8 38,8 40
Расход топлива
при скорости 60 км/ч
Максимум 30 баллов
л/100 км 4,5 4,5 4,2
  баллы 28,0 28,0 30
Сумма начисленных баллов   898 922 938
Плюсы   Высокие сцепные свойства на льду; хорошее торможение на асфальте. Лучшее торможение на снегу; отменная проходимость; высокие сцепные свойства на льду; хорошие торможение на мокром асфальте и управляемость на зимней дороге. Лучшие сцепные свойства на льду, разгон на снегу, торможение на сухом асфальте, суперэкономичные; хорошая управляемость на зимней дороге; высокая проходимость и комфорт.
Минусы   Незначительные замечания к управляемости на зимней дороге, курсовой устойчивости, проходимости и комфорту. Слабое торможение на сухом асфальте; жесткие; незначительные замечания в адрес курсовой устойчивости и шумности. Незначительные замечания по поводу
курсовой устойчивости на асфальте.
Комментарий руководителя тест-группы Сергея Мишина   Сильные шины, подойдут для любых зимних дорог. Шины для любых зимних дорог, на бездорожье превращают авто в вездеход. Лучшие шины почти во всем, годятся для любых зимних дорог и бездорожья.

 На этот раз мы проверили победителей прошлогодних зимних тестов: шипованные шины «Нокиан-Хаккапелита 7» в размерах 175/65R14 и 205/55R16 и фрикционные «Мишлен Икс-Айс 2» 195/65R15.
Условия прежние: сравнить показатели испытанных ранее и купленных годом позже покрышек, подтвердив (или опровергнув) соответствие товарной продукции месту, заработанному в наших тестах.
Шины, разработанные нашим северным соседом, в обоих размерах мы смогли найти только выпущенные в России. Так что совпадения по месту производства не получилось. Зато с датой выпуска полный порядок – купленные шины произведены на свет годом позже тех, что предоставил для тестирования производитель.
С «Мишленом» возникли иные сложности – связанные с переходом на следу­ющую модель, «Икс-Айс» третьего поколения. По этой причине выпуск шин старой модели был прекращен. Мы смогли найти в продаже лишь экземпляры, изготовленные на четыре недели позже протестированных, хотя и на том же предприятии. Но разница в сроках выпуска все же существует – практически месяц.
Отрадно, что все проверенные шины оказались идентичны купленным. Сцепные свойства на разных покрытиях различаются не более чем на 3% – результат весьма достойный. Напомню, что все производители считают допустимым пределом идентичности для зимних шин разницу в 5-6%. 

Результаты замеров


Шины Лед Снег Мокрый асфальт Сухой асфальт Расход топлива, л/100 км
Тормозной путь (30–5 км/ч), м Время круга, с Тормозной путь (30–5 км/ч), м Тормозной путь (60–5 км/ч), м Тормозной путь (80–5 км/ч), м при 90 км/ч при 60 км/ч
Nokian HKPL 7, 175/65R14, шип от производителя 15,3 20,1 10,7 22,0 36,9 5,5 4,1
куплены 15,2 20,0 10,8 21,8 36,8 5,5 4,0
Разница – 0,7% – 0,5% + 0,9% – 0,9% – 0,3% – 2,5%
Michelin X-Ice 2, 195/65R15 от производителя 20,0 17,9 10,9 21,1 33,4 6,4 4,3
куплены 20,6 18,4 10,8 20,5 33,3 6,4 4,3
Разница + 2,9% + 2,7% – 0,9% – 2,9% – 0,3%
Nokian HKPL 7, 205/55R16, шип от производителя 17,5 17,0 10,7 20,4 34,6 6,4 4,3
куплены 17,4 17,2 10,9 20,5 34,4 6,4 4,3
Разница – 0,6% + 1,2% + 1,8% + 0,5% – 0,6%

Сравнительные данные

Шины

Статус

Место производства

Дата выпуска

Nokian HKPL 7, 175/65R14, шип

от производителя

Россия

46-я неделя 2011 года

куплены

Россия

43-я неделя 2012 года

Michelin X-Ice 2, 195/65R15

от производителя

Испания

42-я неделя 2011 года

куплены

Испания

46-я неделя 2011 года

Nokian HKPL 7, 205/55R16, шип

от производителя

Россия

43-я неделя 2011 года

куплены

Россия

42-я неделя 2012 года

Nokian HKPL 7 Michelin X-Ice 2
04-r16-w-nokian_-zr10_13_01 03-r16-w-michelini_-zr10_13

Шипы на асфальте

Специально для любителей докатывать зимние шины летом мы сравнили тормозные свойства «шиповок» и летних шин на асфальте. Замеры провели на «Гольфе» в одних и тех же температурных и дорожных условиях. Сравнительной летней шиной назначили одного из лидеров в этой номинации – «Континенталь-КонтиПремиумКонтакт 5». Результаты – в таблице.
Разница между очень хорошими летними шинами и «шиповками» составляет 24–41% при торможении на мокрой дороге и 34–48% – на сухой. В метрах разница тормозных путей, естественно, зависит от начальной скорости торможения.

 

Условия торможения

Летние шины

Шипованные зимние шины

Тормозной путь, м

Тормозной путь, м

Отношение к результатам
летних шин, %

Торможение с АБС (60–5 км/ч) на мокром асфальте

15,5

19,2–21,9

124–141

Торможение с АБС (80–5 км/ч) на сухом асфальте

24,6

33,0–36,4

134–148

Комментарии

Похожие статьи все статьи

 
 
 
все новости
Популярные тэги
Архив номера

Все статьи
© 2005-2015 ООО "За рулем Украина". Все права защищены
Эл. почта: Контактный телефон: +38 (044) 207 9729
Прочитать правила использование материалов uzr.com.ua

Реклама на сайте:
Наталья Королёва - natakorol@adv.umh.ua
Cайты партнеры: Все о футболе, Новости Спорта, Бизнес и Финансы, Новости Украины и мира, UMH group