За Рулем UA

Как правильно переходить зебру

Как взаимодействовать водителю и пешеходу?  Сергей Смирнов рекомендует руководствоваться не только Правилами.

Как только в Кодексе об административных правонарушениях появился приличный штраф для тех, кто не пропускает пешеходов на зебрах, пешие стали чувствовать себя чуть ли не сверхлюдьми, которым дозволено практически всё. При этом большинство пешеходов имеют смутное представление о ПДД. И даже не задумываются о том, что автомобиль не может затормозить мгновенно. Что уж говорить о детях! Как не попасть в критическую ситу­ацию? Разберем порядок действий в наиболее типичных ситуациях.

1_perexod_cp

Ограниченная видимость

Вы приближаетесь на машине к пешеходному переходу по левой или средней полосе. В крайней правой медленно движется или вовсе остановился автомобиль. Людей не видно, и вы мчите, не сбавляя скорости.
Серьезная ошибка! Ситуация близка к опасной. Немалое количество наездов происходит именно при таких обстоятельствах. Обзор дороги ограничен автомобилем справа, а пункт 18.4 ПДД гласит, что опережение транспортных средств в таком случае допускается только в отсутствие пешеходов. Всегда ожидайте подвоха, то есть появления пешехода! Особенно если справа автобус или грузовик, за которыми человека, конечно же, не видно. Гляньте ниже, под бампер стоящей справа машины. Если это грузовик или автобус, можно увидеть ноги пешехода, идущего в вашем направлении. Обязательно сбросьте скорость. В идеале следует вовсе отказаться от опережения других машин непосредственно перед переходом.

2_perexod_cp

Непредсказуемые

Вы проезжаете нерегулируемый переход. Обзор отличный. У края проезжей части стоит человек, думает о чем-то своем и переходить дорогу вроде не собирается. Вы двигаетесь, не сбавляя скорости…
Снова ошибка! Пешеходы порою непредсказуемы. Всегда нужно
готовиться к худшему сценарию – вдруг пеший сорвется с места и бросится через дорогу, прямо под ваши колеса? Руководствуясь пунктом 18.1 ПДД, снижаем скорость: нельзя исключить вероятность того, что потребуется экстренное торможение. Кстати, настоятельно рекомендую встретиться с пешеходом глазами – установить, так сказать, визуальный контакт: всегда лучше договориться взглядами или жестами, чем рисковать вслепую.

3_perexod_cp

Боковой интервал

Вы поворачиваете направо и сразу же пересекаете переход. На тротуаре у зебры стоит пешеход.
Как следует из Правил, поворачивать направо нужно из крайнего правого ряда. Кроме того, пункт 16.2 требует уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую мы поворачиваем. Часто водители акцентируют свое внимание лишь на автомобилях. И при повороте направо мы обычно смотрим на автомобили, приближающиеся слева; поймав свободное окно, резко ускоряемся и поворачиваем.
Ошибка! На переходе может оказаться пешеход. Поэтому при повороте следует оценить ситуацию панорамно. Сначала плавно выезжайте на поперечную дорогу. Затем убедитесь в отсутствии пешеходов. При этом оставляйте достаточный боковой интервал справа между вашим автомобилем и краем проезжей части.

Рекомендации пешеходам

Формально у вас есть преимущество на пешеходном переходе, но это не означает, что следует смело ступать на зебру (и тем более на проезжую часть), не оглядевшись по сторонам. Вспомните, как в школе учили: сначала посмотрите налево, потом направо – и только после этого можно идти.
Не нужно топтаться у края тротуара и уж тем более стоять к дороге боком или спиной. Зебра – чтобы переходить дорогу, а не болтать! Если заметили, что к переходу на большой скорости приближается автомобиль, лучше пропустите его, особенно когда дело происходит зимой или в дождь. Тормозной путь любого современного автомобиля, даже если он движется с разрешенной скоростью, составляет десятки метров, а на скользкой дороге может увеличиться вдвое и больше.
Идеальный вариант – когда вы можете встретиться взглядом с водителем автомобиля, который приближается к переходу. По взгляду вы поймете, пропустит он вас или нет. Психологи считают, что человек, который не собирается пропустить пешехода, выглядит напряженно или намеренно отводит взгляд. В таком случае безопаснее переждать на тротуаре.

Рекомендации водителям

Действия пешеходов непредсказуемы, поэтому едем осторожно. Всегда нужно быть готовым затормозить в любой момент. В темное время перед переходом, а также при проезде населенного пункта нужно максимально снизить скорость. Можно подать предупредительный сигнал (переключить свет фар).
Проезжать пешеходный переход следует лишь при полной уверенности, что пешеходы вас видят и пропускают. Убедиться в этом можно по их жестам или взглядам.
В плохую погоду (дождь, снег) пешеходы смотрят под ноги и не видят приближающийся автомобиль, поэтому лучше остановиться и пропустить их.
Останавливаться перед пешеходным переходом следует с небольшим запасом. Он поможет избежать наезда на пешехода в случае, если ваш автомобиль подтолкнут сзади. Нелишним будет включить аварийную сигнализацию, поскольку водитель идущего следом автомобиля может не заметить, что вы резко тормозите.

О психологии

По мнению психологов, охотно пропускают пешеходов (во всяком случае в столицах) водители новых машин, обычно дорогих. Может, сказывается опыт вождения за рубежом? А вот нарушают правила и не уступают дорогу чаще всего владельцы старых автомобилей. Жизнь не удалась и нужно как-то самоутверждаться? Надеюсь, вы не из их числа.

Наказание

Водитель, не уступивший дорогу пешеходу на переходе, заплатит штраф в размере 255-340 грн (статья 122. ч.1 КУоАП). Если пешеход пострадал, наказание будет жестче. Так, в случае причинения здоровью вреда средней тяжести – штраф от 3400 до 8500 гривен с лишением прав на срок до трех лет.

Комментарии

Похожие статьи все статьи

 
 
 
все новости
Популярные тэги
Архив номера

Все статьи
© 2005-2015 ООО "За рулем Украина". Все права защищены
Эл. почта: Контактный телефон: +38 (044) 207 9729
Прочитать правила использование материалов uzr.com.ua

Реклама на сайте:
Наталья Королёва - natakorol@adv.umh.ua
Cайты партнеры: Все о футболе, Новости Спорта, Бизнес и Финансы, Новости Украины и мира, UMH group