За Рулем UA

Как определить автомобиль-двойник

При чтении свежих сводок ГАИ появляется ощущение какого-то фантастического Зазеркалья. По дорогам нашей страны все чаще курсируют автомобили-двойники: совпадают не только номера агрегатов, но даже государственные номерные знаки | Автор Дмитрий Романенко | Фото: Сергей Торгалов, база «Автоэксперт»

Они едут из зоны АТО, расставшись со своими прежними владельцами – как правило, не добровольно. Некоторые из двойников успевают поменять нескольких хозяев, прежде чем подделка выяснится благодаря случайному ДТП или штрафной квитанции, пришедшей владельцу «оригинального» автомобиля. Покупка «близнеца» грозит потерей кровно заработанных денег и долгими разбирательствами со следственными органами. Вам придется доказывать, что вы законопослушный гражданин и даже не подозревали, что на свежекупленном авто перебиты номера, а техпаспорт подделан. Ситуация усугубляется еще и тем, что Постановлением Кабмина №600 от 27.06.2012 г. был отменен обязательный экспертный осмотр автомобиля при его купле-продаже – теперь это дело добровольное.

 Тайное всегда становится явным: планка с номером кузова до и после разрушающего метода исследований.

img_9927_01

img_9979

Мы настоятельно рекомендуем читателям, решившимся на покупку подержанного авто, не «вестись» на подозрительно низкую цену и пройти проверку в одном из Центров экспертиз, функционирующем при каждом МРЭО. Тем более, что ее стоимость в сравнении с суммой сделки невелика: 196,98 грн за иномарку и 151,96 грн за машину производства СНГ.

img_3912

 Компьютерный тестер – один из рабочих инструментов эксперта, позволяющий определить легальные номера агрегатов.

Экспертом проводится внушительный объем работ. Каждый предоставленный на экспертизу автомобиль фотографируется с разных ракурсов (включая салон и двигатель), чтобы впоследствии его можно было точно идентифицировать. Затем сверяются номера кузова и мотора с указанными в техпаспорте – основные и дублирующие. Основной номер кузова находится под капотом, его расположение для каждой модели индивидуально. В случае сомнений в подлинности номера с согласия владельца применяется так называемый разрушающий метод: снимается краска и (при необходимости) производится химическое травление. После этого к диагностическому разъему автомобиля подключается компьютерный тестер – программное обеспечение также порой помогает выявить несоответствие, о чем преступник может даже не догадываться. Следующий этап проверки - техпаспорт, который злоумышленники порой подделывают настолько виртуозно, что приходится прибегать к помощи лабораторного микроскопа. Заключительной точкой экспертизы являются занесение всех полученных данных в компьютерную базу «Автоэксперт» и заполнение экспертного заключения. Все хорошо? Можете спать спокойно. Плохо? Это уже проблемы того человека, который собирался продать вам криминальный автомобиль.

 Место расположения основного номера кузова в подкапотном пространстве зависит от конкретной модели. Дублирующие надписи могут находиться под лобовым стеклом, а иногда и на боковой стойке.  Место расположения основного номера кузова в подкапотном пространстве зависит от конкретной модели. Дублирующие надписи могут находиться под лобовым стеклом, а иногда и на боковой стойке.  Место расположения основного номера кузова в подкапотном пространстве зависит от конкретной модели. Дублирующие надписи могут находиться под лобовым стеклом, а иногда и на боковой стойке.

ГАИ советует

«Чтобы не попасть на крючок мошенников, я лично советую тем, кто собирается приобрести автомобиль, обязательно проверять транспортные средства в экспертном учреждении на предмет подлинности номеров агрегатов, а также по базам ГАИ на предмет того, с какими номерами стоит транспортное средство на учете. И только после этого принимать решение», – глава Госавтоинспекции Украины Анатолий Сиренко.


img_3919

Экспертная служба МВД

В связи с тем, что больше всего продаж автотранспорта приходится на столицу, приводим адреса и телефоны подразделений экспертной службы МВД в Киеве:
• Центр № 1, 5, 8, ул. Туполева, 17-19, тел. (044) 443-77-96.
• Центр № 3, пер. Радищева, 3а, тел. (044) 502-35-28 (АТП № 3).
• Центр № 4, 10, ул. Братиславская, 52, тел. (044) 247-49-98.
• Центр № 6, Столичное шоссе, 104, тел. (044) 251-32-75 (Авторынок).
• Центр № 7, ул. Коллекторная, 3, тел. (044) 566-70-03.
• Центр № 9, ул. Полярная, 20-б, тел. (044) 428-00-06.
• Центр № 11, ул. П. Усенко, 8, тел.(044) 558-17-44.
• Центр № 12, ул. Новоконстантиновская, 8-а, тел.(044)428-60-84.
• Центр № 13, пер. Балтийский, 20, тел. (044) 428-25-31.
• Отделение ЦБДД и АС при МВД Украины, ул. Большая Кольцевая, 4 (автосалон Skoda),
тел. (044) 201-62-91. 

img_3941_01

Роман Батура

подполковник милиции, эксперт НДЕКЦ при ГУ МВД Украины

Насколько серьезна на сегодняшний день проблема автомобилей-двойников?
Точных цифр назвать не могу, но проблема весьма серьезна. Особенно с учетом того, что автотранспорт, похищенный в большом количестве в зоне проведения АТО, сегодня пытаются «легализовать» в других регионах Украины. Преступники умудряются подделывать даже пластиковые техпаспорта, причем на столь высоком уровне, что порой исследование под микроскопом с трудом позволяет это выявить. Тут определяющую роль играет квалификация и опыт эксперта. Именно поэтому зачастую мошенники предпочитают оформлять продажу автомобиля на периферии – принцип «единого окна» позволяет снимать с учета и регистрировать машину в любом регионе нашей страны, независимо от прописки продавца или покупателя. К слову, во времена бумажных бланков техпаспортов случаев их подделки практически не наблюдалось.

Чтобы зарегистрировать автомобиль-двойник, необходима конфиденциальная информация: как минимум номера кузова и двигателя «оригинала». Допускаете утечку этих данных из ГАИ?
Вопрос находится вне моей компетенции. Если у вас есть обоснованные подозрения, то следует обратиться в службу внутренней безопасности МВД. Отмечу лишь, что в зоне АТО при захвате органов власти в руки преступников попала и вся документация, в том числе по автомобильной регистрации. Кроме того, большим объемом информации обладают, к примеру, страховые компании.

Как часто люди обращаются к услугам автомобильного эксперта?
К сожалению, с 2010 года ничто их к этому не обязывает. Кроме того, ухудшающаяся ситуация в стране вынуждает людей экономить. Некоторые из них при этом не осознают, что сиюминутный выигрыш может впоследствии обернуться большими финансовыми потерями. В среднем, по сравнению с прошлым годом, количество экспертиз сократилось в 2,5 раза. В то же время, если раньше преступники рисковали подделывать в основном регистрационные данные дорогих иномарок, то теперь не гнушаются даже бюджетными авто.

Что происходит при выявлении автомобиля-двойника?
При выявлении подделки техпаспорта и/или номеров агрегатов эксперт делает соответствующую запись в акте и ставит в известность начальника МРЭО. Затем вызывается наряд ГАИ или следственно-оперативная группа, которой передается вся документация и сам автомобиль. После чего машина попадает на штрафплощадку. Скорее всего, безвозвратно – на сегодняшний день законных способов легализовать такое авто нет. Все, что может владелец – это попытаться через суд взыскать с продавца потерянные деньги.

Ваш совет человеку, собравшемуся приобрести подержанный автомобиль?
Прежде всего, следует обратить внимание на цену: если она значительно ниже среднерыночной, то должна насторожить покупателя. Лучший вариант – предложить продавцу приехать в ближайшее МРЭО, где и провести экспертизу. Также необходимо проверить авто по базам Интерпола и «Угон». Времени это займет немного, но зато позволит избежать в будущем больших проблем и потери машины.

Что, с Вашей точки зрения, следовало бы предпринять, чтобы минимизировать наблюдаемый сейчас поток машин-двойников?
Прежде всего, на законодательном уровне необходимо вновь сделать обязательным проведение экспертного исследования подержанных машин при любых операциях, связанных с их покупкой или перерегистрацией. Это позволит, с одной стороны, своевременно выявить автомобиль-двойник, с другой же – принесет дополнительные поступления в бюджет страны, переживающей сейчас непростые времена. Поверьте, 190 гривен не такая уж большая цена по сравнению с возможной безвозвратной потерей автомобиля, стоимость которого исчисляется многими тысячами.
Что касается уже существующего парка «двойников», то было бы разумным периодически проводить месячники ГАИ по выявлению таких авто непосредственно на дорогах.
И совсем было бы хорошо действовать на опережение. Интернет пестрит объявлениями о продаже б/у авто, которые без всякого стеснения называются «сестричками», «братиками», «близнецами» и т.д. Соответствующие органы МВД могли бы вычислять злоумышленников еще на стадии подготовки к преступлению.

Комментарии

Похожие статьи все статьи

 
 
 
все новости
Популярные тэги
Архив номера

Все статьи
© 2005-2015 ООО "За рулем Украина". Все права защищены
Эл. почта: Контактный телефон: +38 (044) 207 9729
Прочитать правила использование материалов uzr.com.ua

Реклама на сайте:
Наталья Королёва - natakorol@adv.umh.ua
Cайты партнеры: Все о футболе, Новости Спорта, Бизнес и Финансы, Новости Украины и мира, UMH group