За Рулем UA

Список вице-чемпионов мировых гоночных серий

Почему одни становятся чемпионами, а другие – лишь вице-чемпионами? Что помешало им завоевать титул? Итоги четырех официальных чемпионатов мира изучил Сергей Зиновьев.

Formula-1: БОРЬБА ВМЕСТО ТИТУЛА

Чемпионат мира Формулы‑1

1

Льюис Хэмилтон (29 лет, Великобритания, Mercedes W05 Hybrid) 384 очка
2 Нико Росберг (29 лет, Германия, Mercedes W05 Hybrid) 317 очка
3 Даниэль Риккардо (25 лет, Австралия, Infiniti RB10) 238 очка

Из-за тотального превосходства одной команды над всеми остальными сюжет сезона свелся к поединку двух пилотов этой команды. А поединок нежданно перерос в конфликт.

 Нет ни единого фотоснимка, который отражал бы, что между Хэмилтоном и Росбергом имеется конфликт. В повседневной жизни Льюис и Нико были и остаются друзьями.  Новичок Хосе-Мария Лопес оказался достаточно быстр и чрезвычайно неуступчив – не испытывал никакого пиетета к титулованным партнерам по команде.  Иван Мюллер стал вице-чемпионом уже в третий раз. Однако говорить о закате карьеры мастера рановато. Габриэле Тарквини был чемпионом WTCC, будучи на два года старше.  Яри-Матти Латвала (слева) и Себастьен Ожье изобразили славную битву в минувшем сезоне, однако никаких сомнений в превосходстве француза не осталось уже к лету.  Ралли-кросс – самый жесткий среди всех чемпионатов мира. Здесь ни в одном из множества заездов нельзя расслабиться даже на долю секунды. Поэтому радость Петтера Сольберга неподдельна.  Томас Хейккинен молод и лишь начинает путь в звездной обойме. Пожалуй, у него нет повода как-то особо переживать из-за того, что не выиграл на этот раз.

Началось с малого: в квалификации Гран-при Монако Нико Росберг, уже сделав свой быстрый круг, выскочил в зону безопасности, спровоцировав появление желтых флагов. В этот момент Льюис Хэмилтон как раз был на своем быстром круге, и результат пошел насмарку. Росберг в Монако выиграл, стартовав с поула, и вернул себе лидерство в чемпионате. Льюис затем остался в убеждении, что Нико испортил ему круг осознанно. И заодно упрекнул команду в том, что ему навязали невыгодную тактику пит-стопов.
В очередной раз Льюис проявил характер в Венгрии, не подчинившись приказу команды пропустить Росберга вперед. А в Бельгии пилоты столкнулись. Причем сам Нико упустил здесь верную победу, а команда, скорее всего, дубль. Руководство, естественно, пришло в гнев и немедленно закрутило дисциплинарные гайки.

 Нет ни единого фотоснимка, который отражал бы, что между Хэмилтоном и Росбергом имеется конфликт. В повседневной жизни Льюис и Нико были и остаются друзьями.

Конфликт якобы не стих, и на нем три месяца держалась вся интрига. Пилоты практически сразу свернули словесную перепалку, а на трассах соблюдали предельную корректность, но журналисты при каждом удобном случае интересовались: «Скажите, а как протекает ваш захватывающий конфликт?».
Нет повода утверждать, что команда после Бельгии мастерски разводила Нико и Льюиса, чтобы их траектории вообще не пересекались в ходе гонки.
Этот прием использовала, в частности, «конюшня» Red Bull в сезоне‑2010, когда Марк Уэббер слишком мешал Себастьяну Феттелю становиться чемпионом. Тогда Уэббера посетила необъяснимая череда неудач – шесть этапов подряд то машина ломалась, то пит-стопы не вовремя.
Похоже, Mercedes решил проблему без применения подобных хитростей. У Росберга серийных провалов не наблюдалось, и, похоже, титул он проиграл в честной борьбе. Льюис просто был лучше, быстрее и чуть удачливее. Именно это Нико и признал по окончании сезона.
Главное теперь, чтобы у Росберга не развился комплекс второго пилота, как в свое время у Фелипе Массы или Уэббера.
Кстати, некоторые эксперты провозгласили минувший сезон одним из самых интересных за всю историю Формулы‑1. Есть и еще одно мнение, тоже спорное: Росберг упустил свой первый и последний шанс стать чемпионом.

WTCC: СТЕНА ДЛЯ ИВАНА

Чемпионат мира автомобилей класса Touring

1

Хосе-Мария Лопес (31 год, Аргентина, Citroen С-Elysee WTCC) 462 очка
2 Иван Мюллер (45 лет, Франция, Citroen С-Elysee WTCC) 336 очка
3 Себастьен Лоэб (40 лет, Франция, Citroen С-Elysee WTCC) 295 очка

В мировом «Туринге» тоже правила бал одна команда. И никто к ней даже близко не мог подобраться. Отдельные победы уходили в другие руки, даже Роб Хафф на седане Lada Granta умудрился забрать парочку. Честь ему и хвала! Но сценарий сезона все равно удручающе скучный. Венгр Норберт Мишелиц (Honda Civic), занявший четвертое место в чемпионате, ни разу не выиграл! Где борьба-то?

 Новичок Хосе-Мария Лопес оказался достаточно быстр и чрезвычайно неуступчив – не испытывал никакого пиетета к титулованным партнерам по команде.

То, что чемпионом станет кто-то из пилотов Citroen, было понятно заранее. Но кто? Определенную интригу обещал дебют девятикратного чемпиона мира по ралли Себастьена Лоэба. Француз в годы своего правления в WRC выиграл почти всё асфальтовое, да еще нередко выступал в кольцевых гонках и целый год посвятил тестам своего будущего оружия – седана C‑Elysee.
Предвкушали поединок Лоэба с чуть менее титулованным, но более вкатанным в «туринговую» технику Иваном Мюллером. Однако поединка и близко не было. Хосе-Мария Лопес, доселе тихо и малозаметно выступавший в своей Аргентине, просто взял и в дебютном для него сезоне от всех уехал! Таков ли был план команды? Неизвестно. Но никаких препятствий Лопесу она не чинила.

 Иван Мюллер стал вице-чемпионом уже в третий раз. Однако говорить о закате карьеры мастера рановато. Габриэле Тарквини был чемпионом WTCC, будучи на два года старше.

Конечно, аргентинец совсем не прост. «Молодежную» часть своей карьеры провел в Европе, два года выступал в формульной серии GP2 и оба раза был в десятке сильнейших – это показатель. Затем, видимо, ресурсы исчерпались. И Лопес уехал на родину, где четырежды стал чемпионом местного «турингового» чемпионата, не то чтобы очень сложного. И – помните? – в 2013‑м единожды стартовал в WTCC. На домашней гонке в Аргентине. И сенсационно обыграл шедшего к своему четвертому титулу Мюллера. A Citroen в тот момент как раз размышлял, кого бы взять третьим пилотом…
Так Мюллер третий раз стал вице-чемпионом WTCC. Мудрой седины в его волосах заметно добавилось. Лоэб с ними конкурировать не смог. Или просто не захотел? Или, может, у команды все-таки есть какой-то план очередности завоевания титулов? Ведь программа-то у фирмы Citroen многолетняя.

WRC: ВЫСШАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Чемпионат мира по ралли

1

Себастьен Ожье (31 год, Франция, Volkswagen Polo R WRC) 267 очка
2 Яри-Матти Латвала (29 лет, Финляндия, Volkswagen Polo R WRC) 218 очка
3 Андреас Миккельсен (25 лет, Норвегия, Volkswagen Polo R WRC) 150 очка

 

Латвала – пилот уникальный. Чрезвычайно быстрый. Возможно, самый быстрый из всех современных раллистов. Но при этом и нетипично для скандинава горячий. Когда он только пришел в чемпионат мира (первый старт – в 17 лет), думали, что с годами это пройдет, как прошло у Колина Макрея. Но чемпионат за чемпионатом Яри-Матти выступал всё в том же ключе. Излюбленная схема финна: лидировать после второго дня гонки, а на третий – разбить машину.

Латвала долго был партнером Микко Хирвонена по команде. Тот – другая крайность. Стабильный финишер, как будто вообще лишенный желания побеждать. Четырехкратный вице-чемпион, его даже прозвали «вечно вторым»! Так вот, Латвала, который в целом был быстрее, из года в год уступал Хирвонену по набранным очкам.

 Яри-Матти Латвала (слева) и Себастьен Ожье изобразили славную битву в минувшем сезоне, однако никаких сомнений в превосходстве француза не осталось уже к лету.

Сезон-2013, похоже, произвел переворот в сознании Латвалы. Судьба соединила его в одной команде с Себастьеном Ожье, который успешно сочетает в себе скорость Латвалы и надежность Хирвонена. У француза – десять побед, у финна – одна. На одинаковых машинах. Изрядный удар по честолюбию! И Латвала обратился за помощью к опытному психологу.
«Он добавил мне уверенности, – поведал Яри-Матти после побед в Швеции и Аргентине. – Вырываясь в лидеры, я всегда начинал нервничать и ошибаться. Теперь я научился держать эмоции под контролем». Правда или нет, но эффект налицо: в сезоне‑2014 у Латвалы четыре победы, в том числе на асфальте – первая в его карьере.
Да, Ожье одержал восемь побед и снова досрочно стал чемпионом. Но Яри-Матти нынче по крайней мере не выглядел сорвиголовой и машин сокрушил значительно меньше.
Обыграть Ожье? При взгляде со стороны сейчас это выглядит нереально. Себастьен в сочетании с чемпионским автомобилем невероятно хорош. Но ведь Латвала иногда его опережал! И что мешает делать это чуть чаще? Не исключено, что у современной психологии есть ответ на этот вопрос.
Вообще, проблемы Латвалы хоть немного оживляют стандартный типовой проект раллийного чемпи­оната – «Француз Себастьен начинает и выигрывает». Этот год по части неизбежности исхода ничем не уступил эпохе Лоэба. Все гонки, кроме одной, предсказуемо выиграли пилоты команды Volkswagen. После чего поделили между собой лавры чемпионата и продлили контракты с довольным работодателем.

World RX: НАЧАЛО ИСТОРИИ

Чемпионат мира по ралли-кроссу

1

Петтер Сольберг (40 лет, Норвегия, Citroen DS3) 267 очка
2 Томас Хейккинен (23 года, Финляндия, Volkswagen Polo Mk5) 221 очка
3 Рейнис Нитишс (19 лет, Латвия, Ford Fiesta Mk7) 210 очка

Самый юный из чемпионатов мира – ралли-кроссовый. Родился лишь год назад путем слияния лучших трасс и сильнейших гонщиков двух турниров – чемпионата Европы и американской Глобальной серии. Поэтому собственная его история слишком коротка. Не было ни чемпионов мира по ралли-кроссу, ни вице-чемпионов. Хотя были чемпион Европы Тимур Тимерзянов и победитель Глобальной серии Томас Хейккинен.

 Ралли-кросс – самый жесткий среди всех чемпионатов мира. Здесь ни в одном из множества заездов нельзя расслабиться даже на долю секунды. Поэтому радость Петтера Сольберга неподдельна.

Россиянин завершил чемпионат седьмым. Во многом из-за «пересадки» с проверенного чемпионского DS3 на необъезженный Peugeot 208, подводивший поломками электрики и мотора. Но за честь Европы убедительно сразился Петтер Сольберг, создав для этого собственную команду. На сегодняшний день он – единственный человек, который стал чемпионом в двух разных официальных чемпионатах мира по автоспорту. Норвежец успел еще в 2003‑м побывать королем ралли – перед тем, как туда пришел непобедимый Лоэб.
Что касается Хейккинена, то карьера его пошла в гору с победы в ралли-кроссовом чемпионате Финляндии 2010 года. Затем он сразу перебрался в Штаты, поэтому европейской публике знаком мало.
К чемпионату мира еще надо привыкнуть, все-таки он ощутимо отличается от былого чемпионата Европы. Хотя некоторые принципы остались прежние – скандинавы в ралли-кроссе традиционно на высоте. К слову, чемпион Формулы‑1 Жак Вильнёв провел в World RX почти полный сезон и вообще не набрал зачетных очков.

 Томас Хейккинен молод и лишь начинает путь в звездной обойме. Пожалуй, у него нет повода как-то особо переживать из-за того, что не выиграл на этот раз.

Комментарии

Похожие статьи все статьи

 
 
 
все новости
Популярные тэги
Архив номера

Все статьи
© 2005-2015 ООО "За рулем Украина". Все права защищены
Эл. почта: Контактный телефон: +38 (044) 207 9729
Прочитать правила использование материалов uzr.com.ua

Реклама на сайте:
Наталья Королёва - natakorol@adv.umh.ua
Cайты партнеры: Все о футболе, Новости Спорта, Бизнес и Финансы, Новости Украины и мира, UMH group