За Рулем UA

Собираем электровелосипед

Пока ценники на заправках продолжают бить рекорды, все более актуальной начинает казаться электротяга. А если еще и собрать электрическое средство передвижения своими силами? Заманчивую тему начинает изучать Олег Ермоленко.

Поскольку тарифы на электроэнергию у нас и сейчас остаются одними из самых низких в Европе, выгода с переходом на электротягу растет буквально с каждым днем. А современные «забугорные» технологии и незаурядная отечественная смекалка позволяют сэкономить еще и на приобретении прогрессивного средства передвижения, собрав его своими руками. Для тех, кто не забыл еще заветы кружка «Умелые руки» и былой рубрики «Своими силами» нашего журнала, мы и развернем электроликбез. И поначалу – изобретем велосипед.

electrovelosiped_4

Типовой электронабор: мотор-колесо (уже со спицами и ободом), контроллер и фурнитура. Аккумуляторы обычно продаются отдельно.

Крутить педали – оно, конечно, полезно, особенно при всеобщем сидячем ритме жизни. Однако не все являются ценителями велоромантики, да и не каждому под силу на одной только собственной мускульной силой проехать большое расстояние по городу со сложным рельефом – как в Киеве. Так что и для лентяев, и для трудяг все те же наши незаменимые китайские друзья уже вовсю выпускают электровелосипеды и компоненты для них. Можно, конечно, сразу купить готовый байк (его цена – от 5 до 11 тысяч гривен), но мы же договорились, что поищем путь поинтересней?

electrovelosiped_1

 Мощное 5-киловаттное мотор-колесо годится не только для велосипеда, но и для электромопеда – об этом поговорим в следующий раз.

Украинский рынок буквально наводнен узлами и даже готовыми комплектами, которые позволяют переоборудовать в электробайк абсолютно любой велосипед – хоть старую добрую советскую «Десну» (кстати, с учетом необычайного запаса прочности отечественной техники это занятный вариант). Получившийся агрегат способен проехать на чистой электротяге от 25 до 40 км со скоростью до 40, а то и 50 км/ч. Если же не лениться вдобавок крутить педали, то этот пробег увеличится в полтора – два раза. «Заправка» из бытовой электросети поистине копеечная – максимум 5 грн за 100 км пробега. Ну что, уговорили? Тогда приступаем к сборке.

electrovelosiped_8

Ручка акселератора устроена по образу и подобию мотоциклетной.

Главный компонент – это, конечно, электромотор. Точнее, мотор-колесо: электродвигатель, установленный внутри обода, в ступице велоколеса. Прелесть идеи в том, что ведущим можно сделать не только заднее колесо, как это обычно и бывает у велосипедов, но и переднее, получив в итоге полноприводный байк. У каждой из схем свои преимущества и недостатки.
Заднеприводный велосипед, в отличие от аналогичного автомобиля, более покладист в управлении: даже слабенькие электромоторчики способны легко сорвать переднее ведущее колесо в пробуксовку на старте, а заднее колесо велосипеда обычно куда лучше пригружено – соответственно, и трогание ровнее, и на крутых подъемах сцепление надежней. Правда, в грязи и снежной каше, а еще на льду задний велопривод ведет себя так же коварно, как и автомобильный, – здесь однозначно преимущество у переднего мотор-колеса. Отсутствие у велосипедов подвески означает бóльшую нагрузку на спицы колеса при заднем приводе, однако при переднем сильнее нагружена вилка. Ну и, наконец, переднее колесо снабдить мотором значительно проще, чем заднее – особенно на спортивных или горных велосипедах.

electrovelosiped_5

Некоторые контроллеры имеют простейшую индикацию заряда батареи на ручке акселератора…

electrovelosiped_6

…а наиболее «продвинутые» снабжены компьютером, который покажет и скорость, и пройденную дистанцию, и запас хода.

Мотор-колеса продаются как в виде ступиц, так уже готовыми колесами со спицами и ободом. Ступицы можно смонтировать на «родной» обод велосипеда, что позволит избежать проблем с разностью диаметров колес – но спицы (от 3 до 5 грн за штуку) придется заменить на более короткие. Ступичное мотор-колесо обойдется от 1500 до 2200 грн (в зависимости от мощности двигателя), собранное на ободе со спицами ненамного дороже – можно найти от 1600 грн. Поскольку ступица мотор-колеса пошире обычного, то при установке на обычный велосипед спереди часто требуется заменить вилку – но и это при нынешнем предложении нетрудно.

Чтобы мотор крутился, ему нужна энергия – из аккумулятора. Наиболее распространенные и самые дешевые (от 200–250 грн) – свинцовые. Они вдобавок и самые тяжелые, но зато и срок службы у них наибольший: 5 и более лет и как минимум 300 циклов зарядки-разрядки. Ставят их обычно на багажник, реже – крепят к раме. Литий-ионные аккумуляторы в разы легче и куда компактней, что позволяет разместить их на месте фляжки для воды. Но живут они не долее 2-3 лет, хотя и выдерживают не менее тысячи зарядных циклов. Омрачает цена: дешевле 3000 грн нам найти не удалось. Самые модные нынче – литий-железофосфатные: от 10 лет жизни и 2000 циклов заряда (даже по вредным ускоренным циклам), превосходная взрывобезопасность. Одна беда: стоит такой аккумулятор, считай, дороже всего остального электробайка – от 5000 грн.

electrovelosiped_7

Для аккумулятора не проблема приобрести специальный багажник, который можно использовать и по прямому назначению.

Объединяет мотор, аккумулятор, а заодно и седока управляющий блок – контроллер. Все современные «мозги» поддерживают рекуперацию – это значит, что при торможении и движении накатом немножко энергии вернется в аккумулятор. За контроллеры просят от 400–500 грн, но к ним еще понадобится фурнитура – ручки акселератора и тормозов с датчиками отключения мотор-колеса (по 100–150 грн) и набор проводов (20–50 грн).
Все эти компоненты можно подобрать по отдельности – в зависимости от бюджета и громадья конструкторских планов. А можно и купить готовый электронабор, в котором уже оптимально (конечно, по мнению производителя) собраны все необходимые комплектующие, включая даже сумку и «зарядку» для аккумуляторов – правда, сами элементы питания в поставку не входят. У готового набора есть по меньшей мере два весомых плюса: как правило, все его части изготовлены одной фирмой (а значит, почти исключен риск конфликтов «моя твоя не понимай»), а еще в комплекте имеется подробная иллюстрированная инструкция по сборке. Цена набора, напомним, без аккумуляторов, – от 2100 до 4000 грн. Кстати, в китайских интернет-магазинах все это добро можно купить значительно дешевле.
Итак, причаститься к миру современной экологичной техники можно, имея старый велосипед, пару тысяч гривен и пару-тройку свободных вечеров. Вот если бы еще так же просто было рассекать на мирном двухколесном аппарате по улицам украинских городов – с напрочь отсутствующей велоинфраструктурой… Но это уже совсем другая история.

electrovelosiped_3

  К теме электробайков обращаются даже автопроизводители: вот такого спортивного красавца показала в этом году компания «Киа».

Комментарии

Похожие статьи все статьи

 
 
 
все новости
Популярные тэги
Архив номера

Все статьи
© 2005-2015 ООО "За рулем Украина". Все права защищены
Эл. почта: Контактный телефон: +38 (044) 207 9729
Прочитать правила использование материалов uzr.com.ua

Реклама на сайте:
Наталья Королёва - natakorol@adv.umh.ua
Cайты партнеры: Все о футболе, Новости Спорта, Бизнес и Финансы, Новости Украины и мира, UMH group