За Рулем UA

Скользим на Porsche : Каленый лед

Счастье, оказывается, таки можно купить – были бы деньги. Причем покупка не обязана быть материальной или привычной по формату | Автор: Николай Захаренков | Фото: Porsche и автора.

Поясню мысль: швейцарским часам с кукушкой или ручке с золотым церковнославянским пером можно предпочесть счастье в его нематериальной форме, получаемое путем возгонки денежных знаков до страстей невероятной степени кипения.
Примеры? Скажем, банджи джампинг. Рассчитались с инструктором, цепляющим к вам канат, и на пару секунд забыли обо всем на свете, кроме стремительно приближающейся земли. Канат выдержал? Вот оно, счастье! Что уносим с собой? Прежде всего воспоминания о крепости каната.

Задний привод и центрально расположенный 340-сильный мотор превращают Cayman GTS в юлу. Чтобы совладать с нею на льду, требуются 5-милиметровые шипы.

Система полного привода так ловко жонглирует моментом 911 Turbo S, перераспределяя его между осями, что 560 лошадей покоряются вам с энтузиазмом циркового пони. Задний привод и центрально расположенный 340-сильный мотор превращают Cayman GTS в юлу. Чтобы совладать с нею на льду, требуются 5-милиметровые шипы. Трактор и спорткар Porsche на севере – как Инь и Ян. Чтобы второму было, где ездить с утра, первый должен еще ночью изрядно потрудиться. Улетел в сугроб – жди спасительного Cayenne. Пока застрявшего не вытянут, заезды останавливаются. Суровый взгляд теряющих время коллег служит наказанием неумехе. Они одного цвета, но такие разные! Желающие как следует попотеть за рулем, двигаясь в непрерывном управляемом заносе, выбирают Cayman GTS. А за потрясающей стабильностью и послушанием даже на льду 
обращайтесь к 911 Turbo S. Инструкторы в школе вождения Porsche – профессиональные автогонщики, средний возраст – около 26 лет.  Все, как один, сызмальства за рулем, а ныне ездят в различных гоночных сериях, национальных и международных. Способны все объяснить буквально на пальцах. На льду легко понять отличия между спорткарами Porsche и кроссоверами. Последние могут почти все то же, только на скорости минимум в два раза ниже.

Иди другой вариант, куда более безопасный для здоровья, но почти столь же эмоциональный – пройти курсы профессионального управления автомобилями Porsche на льду. Езда боком на 340- или 560-сильном снаряде включает фонтан эндорфина, и бьет он намного дольше чем несколько секунд. Точнее – три дня. Три совершенно невероятных дня, в течение которых слушатели фирменного курса Ice Force получают не только грандиозный заряд позитива, но и умение управлять автомобилем в экстремальных условиях. После Ice Force в голове и в руках поселяется нечто такое, чего там раньше не было. Особенно хороши руки, научившиеся исправлять критическую ситуацию еще до того момента, как мозг успевает ее осознать.

Даже тем, у кого еще нет спортивного Porsche, эдакий «апргейд себя» будет чрезвычайно полезным. Ну а те, у кого спортивный Porsche уже есть, научатся гонять его в хвост и в гриву, по-взрослому. Ведь спорткар в неумелых руках так и останется чем-то вроде ручки с золотым пером, которой пользуются лишь для подрисовки усов какому-нибудь дядьке на фотографии в толстой заумной книжке. Несерьезно, в общем.

Инструкторы в школе вождения Porsche – профессиональные автогонщики, средний возраст – около 26 лет. Все, как один, сызмальства за рулем, а ныне ездят в различных гоночных сериях, национальных и международных. Способны все объяснить буквально на пальцах.

У автомобильных журналистов, как правило, нет не только своего Porsche, но и лишних 5690 Евро, которые нужно уплатить за участие в тренинге Ice Force на севере Финляндии. Поэтому клиентскую трехдневную программу для нас сжали в один длиннющий день, но кто ж дареному коню в зубы-то смотрит? Особенно такому.

Начинаем с малого

Тренинг Ice Force – это третья ступень из четырех, по которым предстоит подняться каждому, кто желает быть с автомобилями Porsche на «ты». Выше – только Ice Force S, отличающийся от нашего курса в основном использованием телеметрии. Подразумевается, что добравшиеся до третьего уровня водители уже имеют серьезный багаж знаний и умений за плечами.
Поэтому я сперва удивился, когда нам с коллегами предложили начать упражнения с проезда «змейки». Но тут же выяснилось, что двигаться вокруг конусов предстояло в контролируемом заносе. Плавали, знаем: легкий поворот руля, газку… Странно, но инструктор велит уходить в занос не на разгоне, а на торможении. Слегка ударяем по педали, поворачиваем руль, и полегчавшая по всем законам физики корма красиво уходит в сторону.

Трактор и спорткар Porsche на севере – как Инь и Ян. Чтобы второму было, где ездить с утра, первый должен еще ночью изрядно потрудиться.

Ведь под колесами – до блеска отполированный лед, ходить по которому оказалось намного труднее, чем ездить. Все хорошо, но при торможении автомобиль теряет скорость и вторую половину «змейки» мы с напарником пытаемся пройти, привычно «забрасывая» задок автомобиля нажатием на акселератор. Амплитуда движений растет, но вместе с ней – и скорость. Вот он, драйв! Но не тут-то было. «Парни, я хочу видеть, как загораются ваши стоп-сигналы!» – в голосе всевидящего инструктора, звучащем из рации, появляются железные нотки.

Боком на Cayman GTS

Причина привередливости учителя стала ясна перед следующим упражнением, которым стал проезд ледяного трека длиной в несколько километров. Прямых участков почти нет, сплошь повороты, причем чуть ли не под 180 градусов. Автомобиль – Porsche Cayman GTS: задний привод и 340-сильный двигатель по центру. На асфальте этот снаряд берет первую сотню менее, чем за 5 секунд, но на льду все иначе. Даже 5-милиметровые шипы принципиально не меняют ситуацию: ехать по «треку» почти все время нужно боком. Тут-то и пригодилось умение пускать автомобиль в занос при помощи тормоза. Подлетаешь к повороту после короткого прямика, бьешь по педали тормоза и поворачиваешь руль. Быстрым вращением его в обратную сторону компенсируешь развивающийся занос, и начинаешь придавливать акселератор. Если все сделал верно, у апекса уже едешь боком, а нос машины развернут к выходу из поворота. Остается добавить газу и лететь в сторону следующего виража. Если вовремя стабилизировал машину и успел набрать скорость, то Cayman можно отправлять в очередной занос уже без тормоза, просто качнув рулем.

Задний привод и центрально расположенный 340-сильный мотор превращают Cayman GTS в юлу. Чтобы совладать с нею на льду, требуются 5-милиметровые шипы.

Заезды длятся, пока инструктор не скажет «стоп», или пока не улетишь в снежный сугроб, ограничивающий трассу по бокам. Забегая вперед, скажу, что в сугробе побывал лишь единожды, да и то на Cayenne – увы, не сразу принял во внимание его массу.

По кругу на 911 Turbo S

Как насчет дрифта? Под капотом автомобиля – 560 лошадок, под его колесами – лед, а под днищем работает чрезвычайно умная система полного привода. Даже шасси здесь полноуправляемое, как у 911 GT3. Задние колеса поворачиваются на угол до полутора градусов в сторону, противоположную той, куда смотрят передние, если скорость не превышает 50 км/час – улучшается маневренность. А после 80 км/час поворот происходит уже синфазно передним, что повышает устойчивость на высокой скорости. Что ж, на ледяном кругу быстрее 50 км/час боком с непривычки не поедешь.

Они одного цвета, но такие разные! Желающие как следует попотеть за рулем, двигаясь в непрерывном управляемом заносе, выбирают Cayman GTS. А за потрясающей стабильностью и послушанием даже на льду обращайтесь к 911 Turbo S.

Систему стабилизации – сразу же в отставку. Выезжаю на круг, разгоняюсь до 40-45 км/час, переключаюсь на третью передачу. Мануальный режим PDK в этом упражнении крайне желателен, иначе в ответ на нажатие газа мотор будет вкручиваться до предела на второй. Рывок рулем в сторону центра окружности, легкий удар по акселератору – и 911 turbo S разворачивается боком. Тут не зевай. Мало скомпенсировать развивающийся занос, важно точно дозировать «компенсацию», чтобы случайно не выровнять машину. Задача в том, чтобы 911 Turbo S направил нос точно в центр круга, по которому двигаюсь. Одновременно поднимаем обороты мотора до 4-5 тыс. и держим их примерно на этом уровне. Все! Остается слегка подруливать вправо-влево, не давая автомобилю развернуться вокруг своей оси или вернуться на изначальный курс. Это легче, чем кажется, и я впервые проезжаю боком практически весь круг.

Улетел в сугроб – жди спасительного Cayenne. Пока застрявшего не вытянут, заезды останавливаются. Суровый взгляд теряющих время коллег служит наказанием неумехе.

Еще несколько упражнений, и все – пора в боксы. Короток северный день. Кажется, катался бы до упаду, подбираясь все ближе к пределу возможностей этих великолепных автомобилей. Но вряд ли когда-либо доберусь до него, вот в чем фишка. Поэтому езда на Porsche не сможет надоесть в принципе. Никогда.

Благодарим компанию «Виннер Импортс Украина» за помощь в организации теста. 

Интервью

Тимо Бернхард, пилот заводской команды Porsche:

Тимо, сегодня Вы – один из лучших пилотов в мире. Как Вы им стали?
Это длинная история, но с одинаковым для всех профессиональных пилотов началом: картинг. Я начал заниматься картингом в 9 лет, быстро прогрессировал, участвовал в соревнованиях, сперва национальных, а затем и международных. Porsche пристально следит за подающими надеждами молодыми спортсменами – меня заметили, предложили участие в Формуле-4, когда мне только исполнилось 18. С тех пор я вот уже 15 лет участвую в различных гоночных сериях с Porsche.
Почему все профессиональные автоспортсмены начинают с картинга? Это единственный законный способ взяться за руль в детском возрасте?
Совершенно верно. Чем раньше вы возьметесь за руль, тем лучше. Ведь в молодом возрасте так легко учиться! И не только картингу, но и футболу, и любому другому виду спорта. Приемы управления автомобилем дети осваивают с такой скоростью, что любой взрослый позавидует!
А если время все-таки упущено? Если в детстве картинга не было, а молодость человек потратил на то, чтобы выучиться и в будущем иметь возможность заработать на новенький Porsche?
Что ж, начинать никогда не поздно. Да, у человека из вашего примера, скорее всего, уже нет шансов на карьеру профессионального автогонщика, но он сможет стать очень хорошим пилотом, научиться обращаться с автомобилем «на ты».
Увы, большинство школ экстремального и контраварийного вождения в Украине учат только езде вокруг конусов на площадке…
Вообще-то, езда вокруг конусов не так и плоха, если на ней ваше образование не заканчивается. Она дает основные навыки обращения с автомобилем и учит понимать его реакции. Но затем, конечно, нужно двигаться дальше.
Нужно ли двигаться дальше на какой-либо модели Porsche, или лучше осваивать водительскую науку на автомобилях попроще?
Если в будущем вы собираетесь ездить на Porsche, то и учиться нужно на Porsche. А если не собираетесь, то после Porsche за рулем других автомобилей можно и загрустить. Стиль Porsche уникален: двигатель за задней осью или в базе, задний привод... Даже серийные, уличные машины «на каждый день» достаточно спортивны.
Я бы рекомендовал для обучения Porsche Cayman или 911 GT3. Второй вариант, конечно, дороже, зато это почти гоночный болид. Признаться, я его фанат. У него такие чистые, правильные реакции, что, заехав на нем на трек, вы получите настоящее удовольствие от пилотирования. В то же время на 911 GT3 можно ездить и по обычным дорогам, он достаточно комфортен. Не устаю удивляться, как инженерам Porsche удается сочетать эти качества.
Неужели вы каждый день ездите на Porsche 911 GT3?
Нет, конечно! Раньше у меня был служебный Cayenne, сейчас – Macan Turbo. Отличный автомобиль, но, когда придет пора его менять, следующим попрошу опять Cayenne, только с самым большим дизельным мотором. Удивительная машина: динамичная, но тихая и комфортная, да к тому же вместительная. Для меня последние качества становится все важнее. Неужели взрослею?

Комментарии

Похожие статьи все статьи

 
 
 
все новости
Популярные тэги
Архив номера

Все статьи
© 2005-2015 ООО "За рулем Украина". Все права защищены
Эл. почта: Контактный телефон: +38 (044) 207 9729
Прочитать правила использование материалов uzr.com.ua

Реклама на сайте:
Наталья Королёва - natakorol@adv.umh.ua
Cайты партнеры: Все о футболе, Новости Спорта, Бизнес и Финансы, Новости Украины и мира, UMH group