За Рулем UA

Бюро пропусков

Штатный иммобилайзер массово появился в базовом оснащении автомобилей еще в середине 90-х годов прошлого века. По ступеням его эволюции поднимался Стас Панин.

Когда-то иммобилайзеры были механическими и представляли собой самодельные переключатели, которые размыкали одну из цепей, к примеру зажигание. Привычный вид они обрели благодаря страховым компаниям, которые в начале 1990-х годов обязали автопроизводителей разработать эффективную противоугонную систему.
В наше время заводской иммобилайзер – это электронная система, встроенная в несколько модулей управления автомобилем. В случае попытки угона она блокирует ряд систем двигателя (зажигание, подачу топлива, стартер и т. д.).
Любой иммобилайзер позволяет успешно пустить двигатель только зарегистрированными ключами с микрочипами. По сути, это турникет в метро. По умолчанию защита действует, пока вы не вставите прописанный ключ и не включите зажигание. Как только вы выключили зажигание, она снова активируется.


1-immobilizer-cp

В обход

Манипуляции с рамочной антенной позволяют обманывать систему. К примеру, нужно прописать новый ключ, а он не нарезан под замок зажигания. А чтобы провести процедуру, зажигание нужно включить. Для этого антенну снимают с замка, что удается довольно быстро. Ненарезанный ключ вставляют в нее, а в замок – нарезанный и включают зажигание.
Обходчики иммобилайзера для автопуска работают по схожему сценарию. Они выполнены в виде коробочки со своей рамочной антенной (катушкой) и уложенным в нее действующим ключом зажигания. Получаем постоянно отключенный иммобилайзер. С одной стороны, это удобно, а с другой – очень опасно. Обезвредив дополнительную сигнализацию, злоумышленник в два счета уведет машину.


Первый блин

Вначале появились системы, в которых функцию иммобилайзера выполнял отдельный модуль. В целом они устроены почти одинаково и работают сходным образом. Обычный набор состоит из транспондерного ключа, рамочной антенны, отдельного модуля иммобилайзера и модуля управления двигателем. У некоторых есть сигнальная лампа на щитке и датчик наличия ключа в замке зажигания.

В пластиковый корпус ключа встроен транспондер – приемопере­дающий микрочип. Он содержит уникальный идентификационный номер (ID) и специальный код, который постоянно меняется. Транспондеру не нужны батарейки: питание подается через рамочную антенну, установленную вокруг цилиндра замка зажигания и подключенную к модулю иммобилайзера. Состоит антенна из медной катушки, которая свернута внутри кольцевой оболочки, и электроники, создающей переменное напряжение для индуктивной связи, благодаря которой питается транспондер ключа и происходит передача данных между ним и блоком иммобилайзера.

Главный управляющий системы – модуль иммобилайзера, упрятанный в труднодоступном месте. В нем записаны ID-номера действующих ключей и кодовое слово. Эти же данные есть у блока управления двигателем. Модуль иммобилайзера управляет стартером и дает добро «мозгам» двигателя на разблокировку впрыска топлива и зажигания.

2-immobilizer-cp

 Схема иммобилайзера: 1 – транспондерный ключ; 2 – рамоч­ная антенна; 3 – приборный щиток; 4 – сигнальная лампа;
5 – модуль иммобилайзера; 6 – модуль управления двигателем.

Датчик наличия ключа в замке зажигания используют не всегда. В некоторые системы он введен для их обслуживания и чтобы процесс проверки ключа стартовал, как только последний вставлен в замок. Обычно же проверка начинается только по включении зажигания. Стоит его включить, как блок иммобилайзера через рамочную антенну отправляет в ключ сигнал запроса и случайное число. В ответ транспондер высылает свой ID-номер и код на случайное число. Модуль иммобилайзера проверяет совпадение полученных данных с параметрами в его памяти. Далее он сравнивает ID-номер ключа с хранящимся в памяти «мозгов» двигателя и запрашивает от него кодовое слово. Если все проверки прошли успешно, двигатель пускается. В противном случае на любом этапе происходит блокировка пуска, а лампочка на щитке начинает мигать или постоянно светиться.

3-immobilizer-cp

 Схема пассивной противоугонной системы:
1 – транспондерный ключ; 2 – рамочная антенна; 3 – приборный щиток; 4 – сигнальная лампа; 5 – модуль управления двигателем.

У систем разных поколений поведение различное. C первыми моделями (начиная с 1995 года) двигатель в любом случае заводится, но глохнет через пару секунд, если проверка ключа прошла неудачно или в системе есть какая-то неисправность. Устройства второго поколения (с 1997 года) блокируют пуск двигателя после трех неудачных попыток, но стартер продолжает работать. Третье поколение (с 2000 года) блокирует уже всё.
Диагностика и обслуживание подобных «сторожей» – дело нелегкое. В случае замены модулей иммобилайзера и управления двигателем, замены или добавления ключей их нужно программировать. Проблема в том, что зачастую это приходится делать вручную, а процесс очень замысловат. Диагностика же методом «подставить заведомо исправное с другой машины» чревата обездвиживанием обеих. Модули иммобилайзера и двигателя привязаны не только друг к другу, но и к самой машине. Возможности компьютера при диагностике очень ограниченны, поэтому нужен осциллограф, чтобы проверить сигналы элементов системы.

4-immobilizer-cp

 Схема пассивной противоугонной системы с двумя модулями: 1 – транспондерный ключ; 2 – рамочная антенна; 3 – приборный щиток; 4 – сигнальная лампа; 5 – модуль управления двигателем.

Куда уж проще

Промежуточным в эволюции иммобилайзера стал вариант, в котором его функция встроена в «мозги» двигателя. Один из автопроизводителей нарек ее пассивной противоугонной системой.
По сравнению с предыдущей новая противоугонка очень упростилась. Состоит она из ключа с микрочипом, рамочной антенны, модуля управления двигателем и иногда сигнальной лампы на щитке. Работает она таким же образом, просто в проверке ключа участвует только один блок. А значит, угонщикам стало проще обойти ее.
Когда ключ вставлен в замок и переведен в положение включенного зажигания, «мозги» двигателя отправляют в него через рамочную антенну сигнал запроса и случайное число. В ответ транспондер отсылает ID-номер и код на случайное число. «Мозги» двигателя сравнивают полученные данные с теми, что держит в памяти. Если всё прошло удачно, то двигатель пускается. В противном случае на щитке начинает мигать сигнальная лампа, а стартер не срабатывает. Блокируются также системы впрыска и зажигания.
Чтобы обойти «сторожа», достаточно подставить свой блок управления двигателем и завести машину одним из прописанных в нем ключей. При таких возможностях похитителю не требуется много времени.
Подобная простота распространилась также на обслуживание и диагностику. Ключи и блок управления довольно просто программируются с помощью компьютера. Для диагностики стало возможным подставить модуль с другой машины. Количество кодов неисправностей возросло, и применение чего-либо, кроме компьютера, стало редкостью.

Спохватились

Вскоре пассивную охрану усилили, по сути вернувшись к первым иммобилайзерам. Их функцию встраивают минимум в два модуля управления автомобилем, один из которых всегда главный.
Главный модуль устройств самого распространенного вида – это приборный щиток, а дополнительный – блок управления двигателем. Процесс проверки ключа такой же, как в варианте с отдельным блоком иммобилайзера. Чтобы обмануть систему, нужно иметь уже два своих модуля и прописанные в них ключи.
В большинстве случаев, когда машину привозят к дилеру после попытки угона, видно, что приборный щиток хотели снять, но не успели. В некоторых случаях щиток вообще отсутствовал, при этом модуль управления двигателем оставался нетронутым. То есть такая компоновка отнимает у злоумышленника изрядное количество времени.
В плане диагностики и обслуживания такие устройства сходны с простым пассивным иммобилайзером. При замене одного из блоков его нужно «подружить» с остальными. К сожалению, лампа индикации на щитке есть не у каждого автомобиля, а ведь по ее работе можно сразу понять, что машина не заводится именно из-за иммобилайзера.
У систем других видов щиток и блок управления двигателем поменяли местами. В третьих главенство отдали модулю бесключевого доступа, в паре с которым используется ключ-карта. У машин премиум-класса число дополнительных блоков увеличено. И в любом случае главным всегда является модуль, к которому подключена рамочная антенна, ну а среди дополнительных всегда найдутся «мозги» двигателя.
Системы с бесключевым доступом разношерстны. У одних в карты встроены ключи зажигания – их всегда можно достать и с них завести машину. У других такой возможности уже нет и присутствует только кнопка пуска. Карты работают сходным образом с ключами, только общаются с иммобилайзером через свои антенны-передатчики, которые распиханы по салону. С их помощью система всегда увидит карту внутри автомобиля, где бы она ни находилась.

5-immobilizer-cp

Кто не рискует...

Для работ с иммобилайзером лучше обратиться к дилеру. Во-первых, его спецы знают особенности системы на вашем автомобиле, пользуются технической поддержкой производителя и имеют больше возможностей для диагностики – в том числе за счет подстановки заведомо исправных элементов с других машин. Во-вторых, риск угона машины после таких работ меньше. Даже у официалов бывали случаи, когда нечистые на руку сотрудники тайком прописывали в машине дополнительные ключи, после чего угон не составлял особого труда. Такой риск многократно возрастает при посещении непроверенных сервисов.

Ключник

Количество прописанных ключей отражено в главном блоке системы иммобилайзера. В большинстве случаев их нужно только два. С ключами надо быть осторожным, несмотря на то что транспондер встроен в пластиковую ручку. Падение ключа, намокание, длительное воздействие магнитного поля от электронных устройств могут вывести микрочип из строя.

Комментарии

Похожие статьи все статьи

 
 
 
все новости
Популярные тэги
Архив номера

Все статьи
© 2005-2015 ООО "За рулем Украина". Все права защищены
Эл. почта: Контактный телефон: +38 (044) 207 9729
Прочитать правила использование материалов uzr.com.ua

Реклама на сайте:
Наталья Королёва - natakorol@adv.umh.ua
Cайты партнеры: Все о футболе, Новости Спорта, Бизнес и Финансы, Новости Украины и мира, UMH group