За Рулем UA

Алхимики будущего

Компания «Шелл» на своей очередной глобальной конференции в Шанхае смело заглянула в не самое близкое будущее. В машине времени с «шелловской» ракушкой на борту проехался и Ярослав Московка.

Уже сейчас «Шелл» стремится заглянуть во вроде бы отдаленное, но на самом деле не такое уж эфемерное будущее – в 2050 год. Как предполагают эксперты компании, через 36 лет нашу планету будет населять более 9 миллиардов людей, причем 75% из них станут жить в условиях городской цивилизации. Потребление энергии увеличится вдвое по сравнению с нынешними временами, а количество транспортных средств возрастет с теперешних 800 миллионов до 2 миллиардов.
Но и производить, и тратить энергию придется совсем не так, как сейчас, иначе, во-первых, планета задохнется от выбросов (прежде всего пресловутой двуокиси углерода), а во-вторых, на эти затраты не хватит ресурсов – природных и технических. На каждый доллар произведенной продукции или услуги необходимо будет тратить вдвое меньше энергии, чем сейчас – иными словами, нужно вдвое повысить энергоэффективность и КПД промышленных предприятий, транспортных средств, бытовых приборов и коммунальных систем.

Гонят из газа

1-technews-cp

1. Получение синтез-газа. Это смесь окиси углерода (СО) и водорода, которая образуется при взаимодействии кислорода и метана, выделяемого из природного газа.
2. Синтез-газ поступает в реактор, где при участии катализатора синтезируются жидкие углеводороды (процесс Фишера – Тропша).
3. Синтезированные углеводороды попадают в установку гидрокрекинга, где тяжелые молекулы расщепляются на более мелкие.
4. Из основной смеси получаются различные фракции: базовое масло, дизель, бензин, керосин.


И даже в таком случае человечеству не хватит энергии традиционного типа, получаемой из невозобновляемых и всё уменьшающихся запасов нефти и газа. А потому придется как минимум втрое увеличить производство энергии из альтернативных источников – и наверняка их список будет включать отнюдь не только биотопливо, солнечное электричество, воздушные и гидрогенераторы. Транспорт на традиционном углеродном топливе, по-видимому, все же останется основным, но о его монополии уже не придется говорить: значительную долю, не менее трети, составят машины с альтернативными силовыми установками – от электрических до водородных.

Экономить – это легко!

Но и обычными автомобилями с ДВС займутся по полной программе – предполагается, что уже к 2018 году они станут экономичнее на 5–20 (!) процентов. На результат сыграет множество факторов. Это более совершенные конструкции агрегатов и аэродинамика, сокращение масс, применение старт-стопных систем, использование шин со сниженным сопротивлением качению и – вот она, парафия «Шелла»! – моторные и трансмиссионные масла, минимизирующие трение.

8330

 Лаборатории в Шанхае оснащены по последнему слову техники. Помочь китайским коллегам с приобретением опыта приехали специалисты из гамбургского и других центров компании.

На этой ниве «Шелл» уже сейчас добился впечатляющих результатов. Несколько крупных транспортных компаний в Германии и Великобритании подтвердили, что с переходом на моторное масло «Шелл Римула R6» добились снижения расхода топлива своих грузовиков и автобусов в среднем на 2%. Вкупе с тем, что у этих масел еще и значительно увеличен интервал замены (в рафинированных европейских условиях – вплоть до 150 тысяч км), автохозяйства только благодаря смазочным материалам получают колоссальную выгоду. Так, парк автобусов из 70 машин способен сэкономить до 10 тысяч евро в месяц, грузовики же, у которых пробеги еще продолжительней, – и того больше.
«Шелл» считает моторные и трансмиссионные масла одной из основных ступеней в деле экономии топлива – после водительского мастерства и технического состояния автомобиля. При этом компания не заламывает высокую цену за прорыв своих достижений: политика «Шелла» – воздержаться от скачков цен на новые продукты, сохранив уровень стоимости прежних. А высокотехнологичные разработки окупаются благодаря большим объемам продаж, которые растут с каждым новым клиентом, убеждающимся в преимуществах «шелловских» масел.

gtlfire

 Топливо GTL сгорает полнее, с большей удельной теплотой сгорания и с гораздо меньшей дымностью (в левой колбе), чем обычное (в правой).

Философский газ

Нефтяные запасы, как известно, небезграничны. Самые пессимистичные эксперты уверяют, что черное золото будет полностью вычерпано из недр земных уже через 25-30 лет. «Шелл» деликатно воздерживается от каких-либо прогнозов по этому поводу, однако уже приготовил и даже освоил в серийном выпуске альтернативу нефтяному топливу. Концерн является одним из крупнейших разработчиков скважин природного газа, в том числе шельфовых и тех самых пресловутых сланцевых месторождений. По оценкам пятилетней давности, в принадлежащих компании недрах – более 1,3 миллиардов кубометров газа. Эти активы значительно превышают нефтяные, и если так, то отчего бы не распорядиться ими мудро?
Вот и выдумали светлые умы «Шелла» изощренную технологию получения обычных жидких топливных и смазочных продуктов из природного газа. Путем сложного трехступенчатого процесса химических реакций газ превращается в нефтеподобные продукты. Причем самого широкого спектра: помимо бензина и дизеля, это могут быть керосин, газойль, нормальные парафины и базовые масла для смазочных продуктов.

8541

В шоу-музее лаборатории – красочные и познавательные экспозиции, способные поведать все о маслах и их работе в агрегатах автомобиля.

Технология получила название GTL: gas to liquids – газ, превращаемый в жидкости. Основное преимущество полученных с ее помощью продуктов – их высочайшее качество: топливо GTL равномерней, полнее и чище сгорает (уменьшая вредные выбросы), да и двигатели его переваривают с заметным удовольствием, меньше шумя, вибрируя и изнашиваясь. Вдобавок применение нового продукта не требует никаких изменений в топливной аппаратуре или структурах автозаправочных станций.
Где же ложка дегтя? Увы, пока топливо GTL несколько дороже обычного. Надо полагать, до тех времен, пока технологии не станут более массовыми, а нефть не подорожает еще больше. Тем не менее, у «Шелла» в Катаре уже вовсю работает первый завод по производству GTL, выпускающий по 16,68 миллионов литров нового топлива в день. Инновационный продукт продается в Германии и Голландии, а также массово используется в «шелловских» маслах – в частности, в продуктах семейства Helix и трансмиссионных жидкостях.

Холодный расчет

Еще один прогрессивный взгляд компании на использование природного газа – LNG: сжиженный газ. Природный газ достигает жидкой консистенции при охлаждении до температуры в пределах от –162º до –120º С. Сжижение практикуют уже достаточно давно для транспортировки газа по морю и железной дороге. Так, например, Китай в 2012 году получил 14,68 мегатонн сжиженного газа – главным образом из Катара и Австралии. Нетрудно догадаться, что основной мировой поставщик сжиженного газа – это «Шелл».
Именно Китай был выбран «Шеллом» основным полигоном для опробования LNG как перспективного автомобильного топлива. Сейчас по Поднебесной колесят более 150 тысяч грузовиков, переоборудованных под LNG (это около 3% от общего грузового парка страны), и построено более тысячи заправок. Сжиженный газ дороже привычных нам сжатых пропан-бутана или метана, однако на 20-30% дешевле дизельного топлива и при этом обладает лучшей энергоэффективностью: по отдаче энергии с литром обычной солярки сравнивают 0,9 л LNG.

lngtruck

 Так выглядит термо-изолированный топливный бак для сжиженного газа LNG на переоборудованном грузовике.


Весомая проблема в использовании LNG – необходимость серьезного переоборудования транспортного средства. Баллоны и трубопроводы должны иметь капитальнейшую теплоизоляцию: повышение температуры топлива буквально на каждый градус ведет к неумолимому ускорению его испарения – читай, потери. По этим же причинам заправленное топливо должно расходоваться сразу же – никаких долгих стоянок на неделю или хотя бы на два-три дня. Хорошо хоть испарение топлива происходит мизерными порциями и, как уверяют «шелловцы», совершенно безопасно для экологии и окружающих. А переоборудованные машины могут продолжать работать и на обычном дизеле.
Поэтому ниша LNG как автомобильного топлива довольно узкая: оптимально оно подходит только «дальнобоям» с постоянными ежедневными маршрутами, вдоль которых есть сеть заправок. Даже для городских автобусов или развозных фургонов выгода использования LNG уже не столь прельстительна. И тем не менее, «Шелл» считает LNG привлекательной топливной альтернативой для стран, в транспортной системе которых важное место занимают перевозки грузовыми автопоездами на большие расстояния.

Коллективный разум

 Новый исследовательский центр «Шелла» в Шанхае занимает отдельное девятиэтажное здание.

img_5998

Кульминацией шанхайской встречи стала презентация только что построенной лаборатории смазочных материалов. Она долгожданным восточным звеном дополнит сеть исследовательских центров «Шелла» в Германии, Голландии, США, Индии и Японии.

Лаборатория располагается в девятиэтажном здании, где семь этажей – это исследовательские отделы, еще один – офисный и учебный центр, а на последнем, девятом, сделан шоу-музей для клиентов. Оснащение комплекса впечатляет: здесь всюду самые современные аппараты для определения состава, вязкости и прочих свойств масел, а также испытательные стенды – например, машина, испытывающая ресурс синхронизаторов КПП, обошлась «Шеллу» в $1 млн.

Цель лаборатории – конечно, разработка новых продуктов для обширного китайского рынка. Обычно «Шелл» тесно взаимодействует с заказчиками, автопроизводителями. Компания либо рекомендует одно из своих масел под предоставленный агрегат, либо составляет под него рецептуру нового масла, либо же вообще ведет с моторострои-телями одновременную совместную разработку двигателя или трансмиссии и масла.

Поскольку все мировые лаборатории «Шелла» фактически объединены в одну «мозговую сеть», это дает компании потрясающие возможности по обмену опытом и мыслительными богатствами. Новая шанхайская лаборатория теперь предоставит коллегам бесценную информацию о том, какие свойства масел нужны в непростых китайских условиях эксплуатации – и еще больше поддержит недюжинный интеллектуальный потенциал компании, позволяющий ей с легкостью и оптимизмом смотреть далеко в будущее.

Материал подготовлен при поддержке компании Shell Oil Products Ukraine.

qatargtl

Комментарии

Похожие статьи все статьи

 
 
 
все новости
Популярные тэги
Архив номера

Все статьи
© 2005-2015 ООО "За рулем Украина". Все права защищены
Эл. почта: Контактный телефон: +38 (044) 207 9729
Прочитать правила использование материалов uzr.com.ua

Реклама на сайте:
Наталья Королёва - natakorol@adv.umh.ua
Cайты партнеры: Все о футболе, Новости Спорта, Бизнес и Финансы, Новости Украины и мира, UMH group