За Рулем UA

Экспертиза аккумуляторных батарей

Cоперники десять батарей одного типоразмера, половина – системы AGM | Автор Михаил Колодочкин

Хотите, чтобы под капотом вашей машины появилась современная аккумуляторная батарея, которая не боится глубоких разрядов, спокойно выдает большие токи, хорошо принимает заряд и обладает отменной дуракоустойчивостью?
Респект скептикам, которые понимают: подобная батарея будет вдвое дороже обычной, а при такой цене все перечисленные плюсы стыдливо меркнут, требуя более тщательной бухгалтерии. Именно этим мы и решили заняться.
Для исследования отобрали бренды, в линейке которых представлены батареи двух типов – так называемые AGМ (с абсорбированным электролитом), которые обладают всеми вышеперечисленными свойствами, и обычные. Причем мы искали батареи в европейском исполнении, с габаритами 242×175×190 мм. Такие устанавливают, к примеру, на «Фольксваген-Поло», «Шкоду-Рапид», все «лады» и т. п.
Подобных дуэтов набралось пять – торговых марок «Баннер», «Бош», «Варта», «Дека» и «Молл». Все изделия приобретались редакцией за наличный расчет в обычных магазинах.

ПО ОДЕЖКЕ И ПО УМУ

Амперметры с вольтметрами пока отложим в сторону и глянем на этикетки. Самый высокий заявленный ток, 750 А, оказался вовсе не у AGМ-батареи, а у обычной Deka Gold. Самые скромные токовые заявки – у обычных же «Боша» и «Варты»: по 540 А.
Средняя масса AGМ-батарей почти на полтора кило больше. Самой легкой в стане AGМ оказалась модель MOLL 8 10 60 – она легче обычных «Деки» и «Баннера»! И это явный симптом последующей неудачи в испытаниях: в батарею явно чего-то недоложили. Победитель теста, которого назовем чуть позже, оказался на два с лишним килограмма тяжелее.

Допустима ли замена обычной батареи AGM-аккумулятором и наоборот?
Батарея AGM заменяет обычную на сто процентов. Нужна ли такая замена, если автомобилю хватает исправной штатной батареи, – другой вопрос. А вот обратная перестановка, конечно же, неполноценна – она может применяться только в безвыходной ситуации и как временный вариант.


Заявленная емкость участников – от 60 до 63 А·ч.
Цена обычных батарей – от 1030 до 1560 грн. AGМ вдвое дороже: от 2150 до 2575 грн. Самая дорогая парочка – у «Деки»: 1560 и 2575 грн! А в дешевые дуэты угодили «Бош» и «Варта». Чего только не бывает на свете! Теперь переходим к электрическим замерам. Нас интересуют резервная емкость, энергия при –18 и –29 °C, а также способность полностью разряженных батарей принимать заряд.

ПРОДАВЦЫ, ДЖОУЛИ, БАЛЛЫ

Опыт прежних лет говорит, что начинать приходится с неприятного. Так и есть: абсолютно все батареи, будучи новыми и гарантийными, оказались разряженными – какая на 19%, а иные на все 60%! Ни одному продавцу не приходит в голову пользоваться зарядными устройствами. Если такую батарею сразу поставить под капот да поторчать несколько дней в пробках, особенно зимой, то через неделю она имеет полное право помереть.

На форумах иногда утверждают, что AGM-батарею на 50 А·ч можно ставить вместо обычной на 90 А·ч. Так ли это?
Нет. Если человеку вдвое урезать зарплату, то вне независимости от того, какими купюрами ее станут выплачивать, денег он получит вдвое меньше. Так и с батареями: потерянные ампер-часы вам не компенсирует никакая технология, даже AGM.

 

Пришлось потратить время, чтобы привести аккумуляторы в чувство. Тем, кому интересна разница между «было» и «стало», стоит заглянуть в итоговую таблицу – в столбец «Резервная емкость». Наш совет: не спешите устанавливать свежекупленную батарею на машину – нужно проверить степень зарядки и подзарядить, если необходимо.

Каким батареям глубокий разряд причинит больший вред – AGM или обычным?
Обычным. После пяти-шести глубоких разрядов они могут окончательно «обидеться», в то время как для AGM число разрядов практически не ограничено.


Мы ожидали, что AGМ-батареи возьмут лидерство по всем позициям, но этого не произошло. Основную сумятицу внесли «слишком хорошая» традиционная батарея Deka Gold и «слишком плохая» AGM-модель MOLL 8 10 60, которая оказалась в аутсайдерах. Вот тебе и AGМ ценою в 2350 грн… Также удивила Deka Ultimate AGМ, которая почти во всем проиграла своей «обычной» напарнице Deka Gold.
Из пяти пар в неоспоримом превосходстве новых технологий над старыми убедила только «Варта». Остальные дуэты то и дело заставляли в этом сомневаться. Тем не менее в абсолютном зачете первые три места уверенно заняли именно AGМ-батареи: VARTA Start Stop Plus, Banner Running Bull AGM и Bosch AGM.

ЧТО ТАКОЕ AGM
Батареи AGМ – те же свинцово‑кислотные изделия, к которым привыкли многие поколения автомобилистов, но значительно усовершенствованные. AGM (Absorbent Glass Mat) – это технология изготовления аккумуляторов с абсорбированным электролитом, который пропитывает микропоры сепаратора. Свободный объем микропор используется для замкнутой рекомбинации газов, в результате вода не испаряется. Водород и кислород, покидающие отрицательную и положительную пластины соответственно, попадают в связанную среду и вновь соединяются, оставаясь внутри батареи. Внутреннее сопротивление такой батареи ниже, чем у «жидких», поскольку проводимость сепаратора из стекловолокна лучше по сравнению с традиционными «конвертами» из полиэтилена. Поэтому батарея способна отдавать более высокие токи. Плотно сжатый пакет пластин мешает активной массе осыпáться, благодаря чему батарея выдерживает глубокие циклические разряды.
Она может работать хоть вверх ногами. А если разбить ее вдребезги, то ядовитой лужи не будет: связанный электролит останется в сепараторах.
Преимущества AGМ-аккумуляторов в полной мере раскрываются на автомобилях с системой «cтарт-стоп» и с повышенным энергопотреблением (машины МЧС, скорая помощь) и т. п.

Ради интереса провели подсчет баллов в «парном катании»: какой дуэт окажется лучшим? Любопытно, что расстановка не поменялась: всё те же «Варта», «Баннер» и «Бош». Более того, при подсчете отношения цены и качества имена снова не изменились. Однако на сей раз первенствовали обычные батареи: лучшая – VARTA Blue Dynamic, на сотую долю балла отстал Banner Power Bull, а за ним – Bosch Silver. Это вполне предсказуемо: почти двойную разницу в цене батареи AGМ отыграть не смогли.

На каких автомобилях нежелательно применение AGM-аккумуляторов с технической точки зрения?
Такого ограничения нет. Даже если рассматривать древние машины с неисправным реле-регулятором и нестабильным напряжением в сети, то и в этом случае батарея AGM помрет не раньше обычной. Пороговое напряжение, превышение которого чревато неприятностями, составляет примерно 14,5 В для обычных аккумуляторов и 14,8 В для AGM.

 

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

AGМ-аккумуляторы одержали победу, заняв весь пьедестал почета. Однако резона срочно покупать их вместо обычных батарей нет: таланты, скорее всего, останутся невостребованными. Другое дело, если ваша машина увешана разного рода лебедками, дополнительными фарами и прочими светомузыками и батарее приходится то и дело капитально разряжаться. В этих случаях выбор дорогой «коробки с электричеством» оправдан.

МЕТОДИКА РАССТАНОВКИ ПО МЕСТАМ
В каждом виде испытаний мы брали лучший и худшие результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл. Все остальные участники получали промежуточные баллы согласно тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 109 минут, а аутсайдер – 96, то участник с результатом 101 минута получал 2,54 балла. И так во всех видах испытаний. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое пяти промежуточных оценок.

 

MOLL 8 10 60
10_09
Ориентировочная цена, грн.2350
Заявленная емкость, А∙ч60
Заявленный ток, Ане указан
Измеренная масса
с электролитом, кг15,63
Самая легкая из всех батарей AGM оказалась и самой слабой. Этикетка невнятная (не указаны ни ток, ни примененная технология), а технические характеристики уверенно отправили изделие на последнюю строчку итоговой таблицы. Во всех испытаниях этот аккумулятор был худшим, причем при –29 °C он вообще отказался работать. По соотношению цены и качества – уверенное последнее место.

 

Можно ли считать батареи AGM полностью необслуживаемыми?
Это вопрос устоявшейся терминологии, работающей больше в пользу пиара, нежели науки. Строго говоря, этот термин некорректен – как для батарей AGM, так и для любых других автомобильных аккумуляторов. Полностью необслуживаемой можно называть разве что пальчиковую батарею АА, а любой свинцовый аккумулятор таковым, вообще говоря, не является. Даже лидер технологии – батарея AGM – герметична, скажем так, на 99%, но не на все сто. И такую батарею все-таки нужно обслуживать – проверять заряженность и подзаряжать при необходимости.

 

MOLL MG Standard
10_09
Ориентировочная цена, грн.1250
Заявленная емкость, А∙ч62
Заявленный ток, А600
Измеренная масса с электролитом, кг15,10
Обозначение MG не должно сбивать с толку: это обычная батарея, не AGM! В резервной емкости уступила только победителю, но все остальные испытания провела очень слабо, не набрав ни в одном тесте даже 2 баллов. На морозе в 29° забастовала, провалившись ниже 6 В. Поэтому общее впечатление негативное.

 

Bosch Silver
10_09
Ориентировочная цена, грн.1030
Заявленная емкость, А∙ч60
Заявленный ток, А540
Измеренная масса с электролитом, кг15,10
Бронза по соотношению цены и качества. Третий результат и по резервной емкости. Все испытания аккумулятор выдержал, но невысокие заявленные характеристики в совокупности со средними результатами замеров не позволили ему подняться выше.

 

VARTA Blue Dynamic
10_09
Ориентировочная цена, грн.1030
Заявленная емкость, А∙ч60
Заявленный ток, А540
Измеренная масса с электролитом, кг15,15
Батарея оказалась лучшей по соотношению цены и качества, хотя результаты высокими не назовешь. Скромный заявленный ток в 540 А и россыпь оценок ниже 3 баллов загнали батарею в середину обычных (не AGM) изделий.

 

Deka Ultimate AGM
10_09
Ориентировочная цена, грн.2575
Заявленная емкость, А∙ч–
Заявленный ток, А600
Измеренная масса с электролитом, кг17,55
«Американка» – самая дорогая в нашем тесте. Однако современные технологии в полной мере себя не проявили: батарея уступила даже своей соотечественнице, незнакомой с AGM-технологией. Зато заряжается лучше всех!

 

Banner Power Bull
10_09
Ориентировочная цена, грн.1130
Заявленная емкость, А∙ч63
Заявленный ток, А600
Измеренная масса с электролитом, кг16,35
Нынешние испытания «баннеры» прошли успешно. Эта батарея – одна из лучших по соотношению цены и качества, а по всем электрическим показателям уверенно продержалась в середине таблицы, обогнав при этом пару AGM-батарей. Общее впечатление: достойное изделие.

 

Deka Gold
10_09
Ориентировочная цена, грн.1560
Заявленная емкость, А∙ч–
Заявленный ток, А750
Измеренная масса с электролитом, кг17,0
Самая тяжелая из всех «обычных» батарей и обладательница самого высокого заявленного тока – 750 А. Батарея, жутко дорогая для «обычных», выступила очень хорошо, уступив только тройке призеров.

 

Bosch Start/Stop AGM
10_09
Ориентировочная цена, грн.2500
Заявленная емкость, А∙ч60
Заявленный ток, А680
Измеренная масса с электролитом, кг17,55
Этот «Бош» отлично принимает заряд и уверенно выдает требуемые токи при любых температурах. Не победив ни в одной из номинаций, батарея стабильно занимала местá со второго по четвертое и в итоге стала бронзовым призером.

 

Banner Running Bull AGM
10_09
Ориентировочная цена, грн.2150
Заявленная емкость, А∙ч60
Заявленный ток, А640
Измеренная масса с электролитом, кг 17,62
Наконец-то в нашем тесте австрийский «Баннер» блеснул способностями, уверенно став вице-чемпионом. Лучшая резервная емкость и серебро при –29 °C. В общем, понравился.

 

VARTA Start Stop Plus
10_09
Ориентировочная цена, грн.1750
Заявленная емкость, А∙ч60
Заявленный ток, А680
Измеренная масса с электролитом, кг17,65
Самая тяжелая в тесте батарея довольно уверенно обошла всех. «Варта» выиграла все испытания токами холодной прокрутки, стала четвертой по приему заряда и третьей по резервной емкости. Победа!

  ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА БАТАРЕЙ

  •  Резервная емкость. Показывает, долго ли холодной дождливой ночью проедет автомобиль, у которого испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат – у батареи Banner Running Bull AGM: 109 минут
Худший – 96 минут

  • Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях (кДж). Чем выше, тем лучше.

Лучший результат – у батареи VARTA Start-Stop Plus: 33,17 кДж
Худший – 17,85 кДж

  • Приведенная энергия пуска единым током при –18 °C. Позволяет сравнить токовые характеристики батарей в одинаковых условиях, вне зависимости от паспортных данных. Измеряется в кДж. Чем выше, тем лучше.

Лучший результат – у батареи VARTA Start-Stop Plus: 44,19 кДж
Худший – 13,95 кДж

 

  • Приведенная энергия пуска единым током при –29 °C. От предыдущего испытания отличается только температурой. Измеряется в кДж. Чем выше, тем лучше.

Лучший результат – у батареи VARTA Start-Stop Plus: 3,25 кДж
Худший – полный отказ

  • Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда. Измеряется в ампер-часах (А·ч), принятых батареей за 4 часа заряда. Чем выше показатель, тем лучше.

Лучший результат – у батареи Deka Ultimate AGM: 48,65 А·ч

Худший – 21,95 А·ч
Примечание. Формулы для расчета энергии пуска приводились в ЗР, 2012, № 11. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей.

Результаты испытаний
Наименование батареи* Резервная емкость после полного
заряда
Приведенная энергия пуска заявленным током Приведенная энергия пуска единым током 540 А
при –18 °С
Приведенная энергия пуска единым током 540 А
при –29 °С
Прием заряда при постоянном напряжении Итоговый балл
Длительность (мин.) разряда током 25 А** Промежуточный балл Заявленный ток (А) Напряжение (В) на клеммах после 30 с разряда Время (с) разряда током
в 60% от заявленного
до напряжения 6,0 В
Приведенная энергия разряда (кДж) Промежуточный балл Напряжение (В) на клеммах после 30 с разряда Время (с) разряда током
в 60% от заявленного
до напряжения 6,0 В
Приведенная энергия разряда (кДж) Промежуточный балл Напряжение (В) на клеммах после 30 с разряда Время (с) разряда током
в 60% от заявленного
до напряжения 6,0 В
Приведенная энергия разряда (кДж) Промежуточный балл Принятый за 4 часа заряд (А·ч) Промежуточный балл
1. VARTA Start Stop Plus 104 (57) 3,46 680 7,61 101 33,17 5,00 8,20 124 44,19 5,00 6,41 49 3,25 5,00 39,57 3,64 4,42
2. Banner Running Bull AGM 109 (61) 5,00 640 7,6 93 28,57 3,80 7,83 110 32,61 3,47 6,32 50 2,60 4,20 41,22 3,89 4,07
3. Bosch Start/Stop AGM 103 (68) 3,15 680 7,59 92 29,84 4,13 8,15 118 41,10 4,59 6,24 45 1,70 3,09 48,21 4,93 3,98
4. Deka Gold 101 (75) 2,54 750 7,41 95 30,14 4,21 8,19 119 42,22 4,74 6,33 41 2,20 3,71 30,80 2,33 3,51
5. Banner Power Bull 102 (83) 2,85 600 7,29 88 25,54 3,00 7,81 117 34,31 3,69 6,03 39 0,19 1,23 38,96 3,55 2,86
6. Deka Ultimate AGM 102 (62) 2,85 600 7,52 83 22,71 2,27 7,79 99 28,71 2,95 6,01 47 0,07 1,09 48,65 5,00 2,83
7. VARTA Blue Dynamic 102 (41) 2,85 540 7,61 88 22,95 2,33 7,54 90 22,45 2,12 6,22 42 1,50 2,85 35,86 3,08 2,65
8. Bosch Silver 104 (74) 3,46 540 7,52 91 22,41 2,19 7,40 89 20,18 1,82 6,17 39 1,10 2,35 28,99 2,05 2,37
9. MOLL MG Standard 106 (59) 4,08 600 7,41 73 18,53 1,18 7,49 64 15,45 1,20 28 с 0,00 1,00 25,18 1,48 1,79
10. MOLL 8 10 60 96 (39) 1,00 –*** 7,36 81 17,85 1,00 7,23 70 13,95 1,00 14 с 0,00 1,00 21,95 1,00 1,00

ПОБЕДИТЕЛИ ЭКСПЕРТИЗ «ЗА РУЛЕМ»

2014: VARTA, Banner, Bosch
2013: «Tyumen Battery Лидер», Mutlu, Royal
2012: VARTA, Мedalist, Topla
2011: Мedalist, Panasonic, Titan
2010: Мedalist, VARTA, «Зверь»
2009: VARTA, Мedalist, А‑Mega
2008: Bosch, Medalist, VARTA
2007: Мutlu, АКОМ, Мedalist
2006: VARTA, Мedalist, Bosch
2004: Tyumen, Tyumen, Мedalist

Правда ли, что из-за большего стартерного тока AGM-батареи может пострадать стартер автомобиля?
Нет. Ток определяется сопротивлением нагрузки, в данном случае – стартера. И даже если батарея может выдать ток в миллион ампер, стартер возьмет себе ровно столько, сколько и от обычной батареи. Нарушить закон Ома ему не под силу.
VARTA Start Stop Plus Banner Running Bull AGM Bosch Start/Stop AGM Deka Gold Banner Power Bull Deka Ultimate AGM VARTA Blue Dynamic Bosch Silver

Комментарии

Похожие статьи все статьи

 
 
 
все новости
Популярные тэги
Архив номера

Все статьи
© 2005-2015 ООО "За рулем Украина". Все права защищены
Эл. почта: Контактный телефон: +38 (044) 207 9729
Прочитать правила использование материалов uzr.com.ua

Реклама на сайте:
Наталья Королёва - natakorol@adv.umh.ua
Cайты партнеры: Все о футболе, Новости Спорта, Бизнес и Финансы, Новости Украины и мира, UMH group